Тема дня: Главное о COVID-19 в Ставропольском крае

Как сделать Ставрополь мечтой перфекциониста

12.11.2019, 12:53 Ставропольский край
Челябинский урбанист рассказал о преимуществах краевой столицы и о том, что ей мешает стать ещё лучше

В Ставрополе прошёл гражданский форум «Вместе», призванный наладить взаимоотношения между городскими сообществами и властями, а заодно сформировать представления о том, куда нам развиваться и что исправить в своей жизни. Секцию урбанистики возглавил челябинский архитектор Лев Владов, который входит в российский топ-100 архитекторов и точно знает, как сделать город идеальным.

Свой мастер-класс он посвятил эстетике городской среды, но одной ею не ограничился. Город — это сложная система, в которой всё взаимосвязано и нет чего-то маловажного. Но несмотря на то, что это тоже по-своему точная наука, многие, включая власти и застройщиков, воспринимают эту сферу интуитивно и как нечто второстепенное. В погоне за реализованными проектами, соблюдением ГОСТов и освоением бюджетов, они отмахиваются от профессионалов и недовольных горожан, зачастую напоминая, что на вкус фломастеры разные и всем не угодишь.

«Наши улицы контролируют не архитекторы, а юристы с палками. Проще говоря, ГИБДД, которая завешивает каждый перекрёсток всё более пёстрыми знаками вместо того, чтобы просто снизить разрешённую скорость движения в городах и следить за соблюдением правил водителями. Статистика показывает, что нынешние меры неэффективны, но вместо того, чтобы обратиться к европейскому опыту, мы ищем какой-то свой «особый путь», которого на самом деле нет и не может быть», — посетовал Лев Владов.

Между тем, вкус либо есть, либо его нет. И если нет, то его можно и нужно воспитывать как у жителей города, так и у тех, кто принимает ответственные решения. Для этого существует целая область знания — эстетика, и она не столь оторвана от жизни и индивидуальна в восприятии, как это принято считать.

В качестве одного из примеров он привёл Тифлисские ворота и находящийся в квартале от них памятник Никифораки с колоннадой. В первом случае несмотря на то, что это новодел, но выполненный по первоначальным эскизам, мы получили живописную локацию и во всех смыслах уместное сооружение. Во-втором — памятник сам по себе неплох, но колоннада всё портит. Просто потому, что она непропорциональна. Античные сооружения, которыми вдохновлялись ставропольские архитекторы, строились не по принципу «как Зевс на душу положит», а в согласии с правилами, созданными на основе долгих наблюдений за природой. Именно она выступает не просто источником вдохновения, а образцом идеальной красоты и гармонии. Каждое живое существо красиво хотя бы потому что выжило. Эволюция отсекла всё лишнее и достигла самой правдивой формы.

И это — одно из фундаментальных правил городской эстетики: красиво — значит, честно. Любой великий архитектор легко объяснил бы каждый штрих в своей работе, от выбора материалов и пропорций до любого мельчайшего декоративного элемента. Просто потому, что форма должна быть подчинена функциональности конструкции, а любые украшения должны быть оправданы.

У нас, увы, зачастую занимаются именно «украшательством». Ставят лавочки с завитушками и декоративные заборчики, которые совершенно не вписываются в окружающий пейзаж и выглядят не красиво, а «дорого-богато».

Пик этого мракобесия пришёлся на «сытые» нулевые, когда у бизнеса появились деньги, но в месте с ними не возникло из ниоткуда чувство вкуса. Архитекторы называют этот период «Эпохой капиталистического романтизма», изуродовавшей многие города постсоветского пространства. Застройщики увлекались новыми материалами и играми с формой, не задумываясь о содержании, и в итоге выходило очень «мусорно».

Особенно это заметно в новодельных «закосах под старину», когда элементы классики пытались соединять с модерном, прямые линии с округлыми формами, а в качестве контрольного выстрела — фасад из керамогранита. Между тем, правила тут просты. Новый стиль среди старого всегда выглядит хорошо (достаточно вспомнить исторические центры европейских городов, в которых современные здания лишь подчёркивают красоту), а вот наоборот — всегда плохо. Потому что строить надо в соответствии со своей эпохой, а не пытаться имитировать старину или, наоборот, «омолаживать» старые здания и памятники. В качестве примера он привёл монумент будённовцу, который хорош во всех отношениях, но зачем-то был покрашен коричневой краской, которая скрыла всю прелесть стареющей бронзы. Аналогично — монумент у Вечного огня. Его выкрасили серым, спрятав всю мощь и выразительность материала, выбранного советскими скульпторами не просто так.

Но в целом Ставрополю, по словам Льва Владова, ещё повезло. «Галерея» и Ангел-Хранитель на неуместно глянцевой стеле во многом компенсируются итоговым дизайном Александровской площади. А, к примеру, реконструкция проспекта Юности, ему понравилась решительно всем, включая выбор плитки для мощения. А вот знаменитый ставропольский пёстрый узор он не оценил: говорит, что самым ярким элементом любого городского пейзажа должна оставаться природа.

Её в Ставрополе много, и поэтому город сохранил свою притягательность в отличие от того же Челябинска, где зелёные насаждения «пошли под ковш» в угоду новым полосам дорог, а местный «Горзеленстрой» выглядит на фоне нашего весьма жалко. Отдельно Владов отметил, что у нас не белят деревья. Эта странная и ничем не обоснованная советская традиция укоренилась настолько, что лишь в немногих городах находят смелость отказаться от неё.

Конечно, пришлого урбаниста можно обвинить в придирках, как сделали некоторые участники форума, но он убеждён, что горожанам нужно критично оценивать действия властей, потому что недовольство — двигатель прогресса. К тому же, Ставрополь гостю очень понравился, по многим чертам он выгодно отличается от большинства российских городов. Главная же проблема на пути к статусу мечты перфекциониста — это общественный транспорт. Умирающий троллейбусный парк, засилье маршруток и растущие пробки — бич нашего времени, но это не значит, что ничего нельзя сделать.

«Главная беда города — пробки. В городе еле двигаются троллейбусы, нет выделенных полос. Окраины застроили знаменитыми панельками, из-за попытки обзора которых Варламова облили зелёнкой. Перенаселённость окраин создаёт маятниковое движение, заторы с семи утра. Несмотря на холмистый рельеф, в городе активно велодвижение, но мэрия тормозит с развитием инфраструктуры. Короче, если Ставрополь наладит транспортную политику, здесь будет прям очень хорошо», — написал Лев Владов по итогам своего визита в Ставрополь.

Разумеется, все проблемы наших городов не сводятся к красотам архитектуры и развитию общественного транспорта. Хотя последний пункт, по словам челябинского гостя, крайне важен:

«Если вкладывать в развитие общественного транспорта, изменится всё», — уверен он.

О том, какие ещё вопросы обсудили на форуме «Вместе» и как будут развиваться городские сообщества Ставрополя, читайте в ближайших публикациях «Победы26».

 

Иллюстрация: Поленка Тарасевич

Фото: Эдуард Корниенко/ИА «Победа26»

Добрая история про священника из Ставрополя, который учит детей мастерить сундуки и подсвечники В небольшом одноэтажном здании, где раньше располагался магазин, каждый вечер кипит работа. То и дело оттуда доносится звук дерева, которое обрабатывают инструментами. Над входом красуется вывеска «Тектон». Здесь дети постигают искусство работы с деревом.
На чьей стороне правда: законно ли ставят колоннаду перед кукольным театром в Ставрополе Театр кукол на проспекте Октябрьской революции недавно восстановили. Помимо реконструкции самого здания, запланирована установка новой входной группы в виде колон. Инициатива вызвала массу споров. Откуда взялось негодование - в материале ИА «Победа26».
Пандемия повлияла на число жалоб ставропольцев в соцсетях. Оно падает несколько месяцев подряд Мониторинг системы «Инцидент-менеджмент» показал, что в сентябре претензионная активность в регионе вновь снизилась.
Мэры-блогеры на драйве: как главы муниципалитетов Ставрополья выжимают максимум из Instagram В сентябре активность руководителей муниципалитетов Ставрополья в социальных сетях резко выросла. Что стало тому причиной — в материале ИА «Победа26».
Подборка самых частых афер в интернете: как обманывают ставропольцев Как не попасться на удочку мошенников и сохранить деньги, рассказали в управлении МВД России по Ставрополю.
Климат на Ставрополье меняется. Учёные назвали два возможных сценария Что происходит с погодой в Ставропольском крае, откуда берутся неблагоприятные природные явления и при чём здесь глобальное потепление — в материале «Победы26».
Сержанты победили смотрящих: репортаж из ставропольской спецшколы Как «разведка боем» переросла в метод перевоспитания трудных подростков.
Как раскрыть убийство? Подробный разбор от ставропольского криминалиста Можно ли совершить тяжкое преступление и скрыться, не оставить следов? Оказывается, да. Есть единственный способ, которым с ИА «Победа26» поделился следователь отдела криминалистики СУ СКР по Ставрополью Владимир Ребиков.
Откуда взялись проблемы в пятигорском роддоме, перепрофилированном под ковид-госпиталь С октября родильный дом Пятигорска вместо рожениц принимает больных коронавирусом пациентов. Такое решение продиктовано наличием кислородных точек в учреждении. В основном персонал с пониманием отнёсся к ситуации, но акушеры отказались работать в новых условиях. Урегулировать конфликт пришлось краевому минздраву, поскольку главврач ушёл в отпуск.
Лекарство от фашизма В Ставропольской краевой психиатрической больнице презентовали «Книгу памяти». Во время мероприятия участникам рассказали о судьбе самого учреждения и его пациентов в период гитлеровской оккупации.
Ставрополье выпало из информационной повестки: почему мэры стали неинтересны Медиарейтинг руководителей муниципалитетов региона в сентябре показал заметное падение. Даже наиболее популярные у средств массовой информации мэры реже фигурировали в публикациях федеральных изданий. Что стало тому причиной — в материале ИА «Победа26».
Сорвать «Эдельвейс» любой ценой 442 дня непрерывных боёв, огромный фронт длиной 1000 и глубиной 800 километров, миллион погибших советских солдат. Таков масштаб Битвы за Кавказ, где решался исход всей Второй мировой войны.