пт, 19 апр.
02:52
Ставрополь
+18 °С, ясно
Эксклюзивы

Курс — на доставку

14 мая 2020, 16:25Статьи
Фото:

Как во время самоизоляции обстоят дела у общепита и не продуктовых магазинов? На какие риски пришлось пойти их владельцам, чтобы пережить кризис? Трое бизнесменов из Ставрополя поделились своими историями с корреспондентом ИА «Победа26».

Рузанна Шурупова, хозяйка ставропольской сети кофеен «Тайга»
Семья предпринимателей открыла своё четвёртое, самое большое кафе. Чтобы осуществить эту мечту понадобилось приложить много усилий. Но вдруг случился коронавирус, и все попрятались по домам. Кофейня проработала чуть больше месяца.
«Пять дней не работали вообще. Но после того, как продлили режим самоизоляции до 30 апреля, надо было выживать, платить зарплаты. Важно было сохранить весь коллектив», — поделилась Рузанна.
Раньше уже задумывались о доставке, но откладывали на «потом». С кофе всё сложнее, чем с той же пиццей. Клиенты должны получать горячий напиток, а стынет он быстро. Организовать курьерскую службу пришлось за несколько дней.
«Сначала спецпропуска были только у меня и мужа. Я готовила всё сама, муж развозил. Вначале отправляли из одной кофейни. Но город большой, подключили ещё и новую. Прошло несколько дней, из четырёх кофеен запустили три, чтобы людям довозили максимально горячий кофе», — рассказала Рузанна.
Новых курьеров предприниматели нанимать не стали. Со всем они прекрасно справляются сами. Кофе развозят муж Рузанны, её отец или таксисты. Заказы девушка принимает сама, на личный номер. В сайте смысла пока не видит.
«У нас есть готовый сайт. Но с кофе это своеобразная история. Кто-то любит с сахаром, кто-то с корицей. Кому-то по чуть-чуть, другим очень много. Через сайт организовать это сложно, а для нас — не по-таёжному», — говорит хозяйка.
Рузанна призналась, что во время самоизоляции обороты упали в пять раз. Держаться на плаву пока помогает именно доставка. Опыт для семьи бизнесменов оказался неожиданным, но очень ценным. Скорее всего, «курьерская служба»продолжит работать и после снятия режима. 
«По-прежнему есть и будут люди, которые работают с девяти до шести: им хочется кофе, но они физически не успевают заглянуть куда-то во время перерыва на обед. Много заказов именно таких сейчас. За это время были ошибки, но мы набиваем шишки и учимся. Думаю, стоит продолжить».
Фарид Сафазада, хозяин магазина канцтоваров «Студент»
Многие пользователи сети из Ставрополя знают остроумного предпринимателя, который ведёт блог в Instagram. Себя он в шутку называет «человек-канцтовар»: в сети общается с покупателями, снимает сториз, показывает прилавки. Когда магазины с непродовольственными товарами в крае закрыли, Фариду было не до смеха.
«Это та ситуация, когда рынок сам подсказал что делать. Началась самоизоляция, я приехал на работу, чтобы навести порядок. Записывал сториз в Instagram. Туда попали картины по номерам. И люди начали спрашивать про них, про алмазные мозаики. Снял общий план для всех. И как началось!», — поделился Фарид.
Владельцу магазина начали поступать десятки сообщений с просьбами о доставке. Курьером Фарид стал сам. Каждый день он собирает заказы, которые поступают к нему в директ, и развозит их на своей машине. В основном — по Ставрополю.
Откуда такой спрос? Всё очень просто: ставропольчане во время самоизоляции начали активно интересоваться товарами для творчества. Фарид быстро организовал поставку картин по номерам, мозаик и наборов «сделай сам» для детей и взрослых.
«Делать нечего. Ладно у меня частный дом, всё время работа есть. А кто в квартире — с ума сойти можно. Запарит и интернет, и телевизор. Люди пустили себя на творчество», — считает Фарид.
Человек-канцтовар продолжает работать в минус. Падение от обычной выручки составило 15 процентов. Если бы не было доставки — 70 процентов, признался Фарид.
«Когда всё это закончится, доставка продолжится, но не в таком количестве. Я-то не против работать, мне не нужны выходные. Готов пахать круглосуточно, лишь бы был спрос. Но сейчас понимаю, что помощь нужна. Вообще не успеваю. Бываю в такой ситуации, когда от количества дел ничего не делаю. Всё бросил и смотрю 20 минут в одну точку. Морально готов не был».
Леонид Глущенко-Хмельницкий, директор «Хлеба Хмельницкого»
Владелец известной сети кафе и магазинов признался, что с мучным выходит ещё сложнее, чем с кофе. Свежие булочки, пирожные и другие сладости обычно привозят на дом в Европе и крупных городах России. Но только не в Ставрополе. Пришлось идти на риск.
«Нам много что пришлось изменить. Мы никогда не занимались доставкой. Было в планах, но это вынужденная мера. Это инструмент абсолютно новый для нас. Доставка хлеба, булочек, пирожных – это новая история для города в принципе», — рассказал Леонид Глущенко-Хмельницкий.
Леонид признался, что рабочий процесс в новом формате пришлось организовать буквально на коленке. По выручке упали в 2,5 раза. Ни одно заведение не работало первое время вообще. Потом — исключительно в формате хлебного магазина.
«По сути то, что происходит — это война. Она начинается внезапно. Мы были не готовы, понимали, что действовать нужно быстро и выправить финансовую ситуацию», — поделился хозяин сети.
Сейчас предприятие принимает заказы по телефону, готовит приложение, расширяет линейку товаров. Пока что радиус доставки — полтора километра от булочной. Чтобы помочь курьерам быстро добираться до точки, пошли на дополнительные траты.
«Купили электросамокаты, сделали их под бренд, заказали даже специальные сумки в Москве, чтобы продукция сохранялась. Курьеры успевают за 30 минут. Это того стоило», — рассказал Леонид.
Директор уверен, что говорить о полном возобновлении производства пока очень рано. Но доставка однозначно поможет даже тогда, когда режим самоизоляции будет снят.
«Это будет вполне актуально. Всё-таки сервис, дополнительная клиенториентированность. Вполне по-европейски. Мы постараемся не отставать».