пт, 26 апр.
04:18
Ставрополь
+12 °С, ясно
Эксклюзивы

На балансе транспортного предприятия Ставрополя есть старые автобусы. Можно ли их запустить на линии?

1 декабря 2021, 12:06Статьи
Фото:

Как старые автобусы оказались в троллейбусном парке Ставрополя в 2018–2019 годах, почему транспорт уже никогда не поедет и что с ним делать дальше? Об этом — в материале «Победы26».

20 «новых» автобусов ЛиАЗ прибыли в Ставрополь из Москвы: 8 поступили в сентябре и 12 — в октябре. Из них 14 ЛиАЗов 2011 года выпуска, а 6 — 2012-го.
Автобусы обещали вывести на городские маршруты после 15 ноября, а пока они находятся на «хранении» в троллейбусном парке.
Как отметил урбанист АНО «Города за здравый смысл» Андрей Черняков, перед выпуском транспорт нужно привести в нормативное техническое состояние, потому что у некоторых машин есть неисправности.
Нет данных о том, на какие маршруты выпустят новые автобусы. Черняков, уверен, что создавать для них отдельный маршрут нецелесообразно: в Ставрополе сеть общественного транспорта перегружена и некоторые маршруты друг друга дублируют.
«Ежедневно в будние дни в Ставрополе на маршруты выходят всего 50–55 троллейбусов. Из них четыре — работают на четвёртом маршруте. Однако он по сути является воздуховозом: там небольшой пассажиропоток. На мой взгляд, можно новые автобусы запустить по этому направлению, а вдобавок продлить его до интерактивного музея в микрорайоне «Перспективном». Троллейбусы в этом случае можно отправить на другие маршруты», — пояснил Черняков.
Перешли по наследству
В троллейбусном парке числится ещё 71 автобус: 11 ЛиАЗов, 42 МАЗа, 8 ОЛИМПов, 10 ПАЗов, а также 65 троллейбусов. Всё это также перешло из муниципальной собственности в региональную, когда вместо СМУТП зарегистрировали ГУП СК «Ставропольское троллейбусное предприятие».
По словам Чернякова, автобусы, которые стоят на территории парка, — 2008, 2009 и 2010 годов выпуска. Самые молодые из них — ОЛИМПы, им по 11 лет.
Откуда они взялись и ездят ли они по городу? В 2014 году автопарк и троллейбусный парк Ставрополя решили объединить, потому что первый находился в затяжном кризисе. МУАП ликвидировали 1 августа 2014-го с убытками в 41 миллион рублей. Урбанист пояснил, что после реорганизации автобусы перестали обслуживать, поскольку на предприятии не было нужной для этого технической базы.
«В обслуживании автобусы сложнее троллейбусов, поэтому для сотрудников парка это была не профильная история. В 2017 году приняли решение передать их в аренду ООО «Автоальянс», который сейчас работает на 20 маршруте», — говорит Черняков.
Однако на тот момент компания также не имела возможности обслуживать автобусы такого формата, и они быстро пришли в негодность. С 2018–2019 годов они стоят на территории троллейбусного парка — перевозчик их вернул.
Автобусами не пользуются, но суды за них всё равно идут
26 декабря 2017-го Ставропольское троллейбусное предприятие передало в аренду 59 автобусов ООО «Автоальянс» на три года. Согласно договору, арендная плата составляла 512 тысяч рублей в месяц, или 18,4 миллиона за всё время.
В октябре 2018-го организации заключили допсоглашение до конца 2020 года о замене состава транспортных средств. Цена за аренду при этом снизилась и составила 241 тысячу рублей в месяц. После этого «Автоальянс» направлял уведомления о расторжении договора из-за полного износа 30 автобусов. В документе говорилось, что компания не может использовать транспорт по назначению и это приносит убытки. Однако по акту приёма, на момент передачи в аренду машины находились в исправном состоянии, отвечающем всем требованиям эксплуатации.
По договору компания обязалась за свой счёт проводить техобслуживание транспорта во время эксплуатации и вернуть его в том состоянии, в котором получила, но с учётом нормального износа. В июле 2020 года «Автоальянс» подал иск, в котором потребовал расторгнуть договор, суд встал на сторону троллейбусного парка. После нескольких обжалований решение осталось без изменений.
В декабре 2020-го СМУТП также подал иск к «Автоальянсу» о взыскании ущерба по договору аренды автобусов. Суд удовлетворил требования частично: вместо заявленных 29 миллионов рублей вернутся 4 миллиона. ГУП СК «Ставропольское троллейбусное предприятие» до сих пор обжалует это решение, чтобы получить больше средств.
Они уже не поедут
Транспорт вернули в троллейбусный парк уже в плохом состоянии, рассказал урбанист Черняков. Например, практически все «Олимпы» были гнилые и не на ходу. Чтобы их запустить, предприятию требовалась крупная сумма: в разы больше, чем на списание и утилизацию. В ремонте автобусов смысла уже не было, пояснил эксперт.
«Эти автобусы уже никогда не поедут, они в ужасном техническом состоянии. Чтобы привести их в порядок, нужно купить много запчастей, на которые у троллейбусного предприятия денег нет. Нужно учесть, что им по 11–13 лет. Это очень приличный срок», — добавил Черняков.
В миндоре Ставрополья подтвердили, что эти автобусы действительно неисправны, на маршруты они не выходят. В ведомстве не ответили, можно ли их починить и что с ними планируется делать дальше.
«Вышеуказанные автобусы не задействованы на городских и пригородных маршрутах ввиду того, что они в неисправном состоянии. Автобусы находятся на хранении на территории ГУП СК «СТП», и выпустить их на линию в настоящее время не представляется возможным», — добавили в ведомстве.
Сейчас все автобусы списаны, уточнил урбанист. Однако это лишь полдела. Есть ещё утилизационный сбор — платёж за утилизацию товара. По словам Андрея Чернякова, эта процедура может обойтись примерно в 300 тысяч рублей с одного транспортного средства.
Что делать со списанными автобусами
С юридической точки зрения, списание и утилизация имущества унитарным предприятием — процесс, который проходит в несколько этапов.
Как пояснил юрист из Ставрополя Иван Михайлов, списание — самый лёгкий и незатратный из них. Чтобы ГУП могло утилизировать имущество, необходимо провести открытый конкурс.
«Признак унитарности говорит о том, что край передал им имущество в управление, и предприятие зарабатывает на нём деньги. Государство их не финансирует, они не бюджетники. Чтобы сдать списанные автобусы на металлолом, нужно нанять подрядчика для утилизации транспортных средств. Деньги на эти услуги они должны выделить из собственной прибыли», — поясняет специалист.
Несколько лет подряд власти пытались улучшить финансовое положение парка — его санировали. Город ежегодно корректировал бюджет, чтобы предоставить субсидии, однако это оказалось неэффективным. Например, 2020 год СМУТП отработало с убытком в 14 миллионов рублей. С нынешним подвижным составом услуги по перевозкам не приносят большой прибыли.
После перехода трамвайного и троллейбусного предприятий в собственность края, им выделили 35,7 миллиона рублей. Благодаря этим деньгам организации погасили долги. В миндоре Ставрополья одной из первостепенных задач считают обновление парка предприятия. Подробнее об этом читайте в другом материале.