вт, 16 апр.
16:58
Ставрополь
+24 °С, ясно
Эксклюзивы

Непредсказуем и опасен: Анатолий Былим — о своём лечении и коронавирусе

14 мая 2020, 18:38Статьи
Фото:

Главврач больницы № 2 Ставрополя узнал о том, что заразился коронавирусом, поздно ночью. На следующий день Анатолий Былим пришёл на работу к шести утра, закрылся в своём кабинете, доделал оперативные задачи и только после этого госпитализировался. На данный момент опасность миновала: два теста на коронавирус показали отрицательный результат. Корреспондент «Победы26» пообщался с врачом и выяснил, как теперь работают медики.

— Анатолий Игоревич, какие первые симптомы вы заметили у себя перед тем, как сдать анализ на коронавирус? И какая была первая мысль, когда узнали, что результат — положительный?
— С такой симптоматикой мы каждый день ходим на работу, и это даже не повод опоздать. Чуть-чуть болело горло, как будто холодной воды напился. Не дерёт, ничего, но чувствуется. Температура однократно повышалась — всего до 37,1. Это ещё до стационара. Из характерных признаков COVID — мышцы болели, как будто палками побили или после сильной тренировки. Так было два вечера, и легко сбилось парацетамолом.
Тест на Covid мне делали не из-за симптомов, а в связи с регулярным обследованием персонала. Все, кто работает в контакте с больными коронавирусом, должны каждые семь дней сдавать анализ. Результат мне сообщили в 11 часов ночи.Думаю, подожду до утра. Куда ночью уже метаться. Утром пришёл на работу в шесть утра, закрылся в кабинете. Ещё полдня через дверь отдавал распоряжения, а затем госпитализировался. Тем, у кого выявили положительный результат, сделали рентген. У меня обнаружили одностороннюю пневмонию. 
— Чем вы занимались, находясь на лечении? Участвовали в рабочих процессах? Или большую часть времени организм требовал отдыха?
— У меня очень профессиональный заместитель Марина Костровская. Мне оставалось только подсказывать и участвовать в обсуждении принятых решений.
— Расскажите, как у вас протекало заболевание? Какие изменения в организме вы отмечали?
— Как пациент могу сказать, что состояние при коронавирусе ничем не отличается от состояния при гриппе. Единственное — используются мощные препараты, тяжёлые. Вот побочные действия таких лекарств я очень хорошо отслеживал: сердцебиение доходило до 110 ударов, реагировали показатели работы печени.
— Сложно ли после COVID-19 восстанавливаться?
— Самое основное осложнение после гриппа и при коронавирусе — поражение лёгких и пневмония. Последняя лечится минимум месяц. Помните, как в старых фильмах? Когда человек заболевал, он долго отлёживался, ему делали примочки на лоб, сбивали температуру, постоянно меняли постельное бельё, потому что он всё время потел. Потом острый период проходил и начиналась реабилитация: тогда пациента закутывали в плед и сажали на веранду. Затем — лёгкие прогулки по двору. Вот и сейчас то же самое. Но антибиотики могут творить чудеса и сокращают острую фазу. Однако на молекулярном уровне всё восстанавливается через месяц. Потому реабилитационный период всё равно должен быть длительным. Мы же антибиотики пьём и идём на работу, потому что без нас она умрёт. А потом получается, что человек ослабленный вышел. Опять чуть продуло — и повторное воспаление лёгких, но уже в более тяжёлом варианте.
— В чём особенность нового типа коронавируса?
— COVID-19 отличается своей непредсказуемостью. Плюс он очень контагиозный, то есть быстро прилипает к человеку. Чтобы вы поняли, насколько он опасен, вот пример из практики. У меня отделение было закрыто на карантин — там появилось несколько пациентов с коронавирусом. И почти у 100 процентов медиков на карантине тоже подтвердился COVID.Другой пример. К нам из Ессентуков поступил пациент с одышкой. Сначала ему было достаточно просто кислородной поддержки. Буквально за два дня он ухудшился и сейчас находится в реанимации на искусственной вентиляции и считается тяжёлым.
— Как себя чувствуют ваши коллеги, которые тоже заразились?
— Почти все выздоровели и выписались из стационара. Одна сотрудница, у которой было сопутствующее заболевание, остается в больнице. Состояние — стабильное.
— Как сейчас устроена работа в больнице? Куда привозят пациентов с подозрением на коронавирус? Как медики работают в грязной и чистой зонах?
— С подозрением на коронавирус пациенты выявляются в поликлиниках, общих стационарах или инфекционной больнице. К нам поступают только с подтверждённым коронавирусом. Для приёма таких больных полностью переоборудован пятиэтажный корпус, организовано 163 койки. Вход осуществляется только по одному маршруту. Сотрудники заходят в чистую зону, одеваются в противочумные костюмы, респираторы, маски, бахилы, перчатки. И через шлюзовую систему заходят в отделение. Медик работает там несколько часов и выходит через другую шлюзовую систему в сам пропускник. В определённом порядке снимает противочумный костюм, проходит первичную обработку, принимает душ, переодевается в чистое. Поэтому сотрудники после смены могут идти домой.
— В чём сложность ношения специальных костюмов? Как долго медик в нём находится? Правда ли, что врачам приходится надевать под них памперс и «нижний костюм»?
— Это всё есть, но памперсы мы не надеваем — сотрудники работают от четырёх до шести часов. Костюм достаточно плотный и герметичный, поэтому плохо пропускает, и человек сильно потеет. Соответственно, нижнее хэбэшное бельё обязательно. Маски и очки иногда запотевают. Респиратор, как надел один раз плотно, так больше снимать нельзя, даже чтобы сделать глоток воды. В этом сложности, и поэтому работа и идёт посменно.
— Увеличилась ли нагрузка на сотрудников? Поменялся ли график работы, в том числе для тех, кто занимается пациентами с коронавирусом?
— Нагрузка не увеличилась только на пищеблок, лабораторию (работает в штатном режиме) и физиополиклинику, которая находится по другому адресу. А работа в противочумных костюмах идёт посменно. Но если сотруднику стало плохо или надо выйти по какой-то причине, он подаёт сигнал, и его сменяет коллега. Потом шесть часов отработал, вышел, отдохнул, сходил в душ, подремал и снова через шесть часов заходит. Для этого в соседнем здании под общежитие переоборудовано отделение.
— Как обстоят дела с укомплектованностью медучреждения?
— Средства индивидуальной защиты — это расходный материал. Сколько нужно патронов, чтобы выиграть сражение? Пожалуй, неснижаемый запас. В среднем мы сегодня расходуем от 70 до 100 костюмов индивидуальной защиты. Это при том, что у нас не полная загруженность. Будет увеличиваться, естественно, расход вырастет. Если пациенту нужно будет провести операцию, увеличится дополнительный вход персонала. Это предсказать невозможно. Сейчас у нас запас есть, и мы стараемся его держать на уровне и всё время пополняем. Есть, конечно, проблемные позиции, но они по всей стране, и пока мы решаем этот вопрос.
— В одном из постов вы рассуждали о трёх типах медиков. Как вы считаете, каких качеств у них быть не должно?
— Медик не может быть нерешительным. В экстренной ситуации логика и знания должны превалировать над эмоциями. Когда доктор начинает эмоционировать, мы сначала даём высказаться, успокаиваем, предлагаем несколько вариантов. Ведь когда сотрудник заходит на смену, над ним нет контролёра. Он сам должен понимать, что маску надевает не для главврача, а для своей безопасности. Полы нужно помыть не для того, чтобы было красиво, а чтобы убрать слой пыли и контакты вируса, которые остались.
— Очень много сейчас пишут и говорят о разных способах, как уберечься от коронавируса. Что в первую очередь и обязательно надо делать?
— Во-первых, надо поднять собственный иммунитет. Наладить правильное питание, грамотно ввести физические нагрузки, организовать здоровый режим труда и отдыха. Во-вторых, есть неспецифическая профилактика при вирусной инфекции. Например, можно мазать в носу оксолиновой мазью. Это создаст механическое препятствие для проникновения вируса. Ещё можно промывать нос физраствором или солевым раствором. И обязательно — маска. А следом — основные меры профилактики: не собираться большими компаниями, чаще проветривать помещение, соблюдать личную гигиену, переодеваться в домашнюю одежду.
— Что бы вы посоветовали ставропольцам сделать в первую очередь, когда коронавирус отступит?
— Всегда помнить о мерах личной профилактики и относиться к своему здоровью серьёзно, а к диспансеризации — не формально. Даже в высокоразвитых странах здоровье человека только на 10 процентов зависит от медицины. Для примера: когда покупаем новую машину, нам нужно каждые 15 тысяч километров менять масло. А кто-то и до 20 тысяч на нём ездит. Соответственно, велик риск, что двигатель может накрыться. А если выполнять регламентные работы или даже чуть раньше менять масло, можно увеличить срок службы. То же самое с нашим здоровьем. Известно же, что у человека старше 40 лет увеличивается риск развития онкологии. Поэтому так важно вовремя проходить обследования, выявлять на ранних стадиях заболевания и вылечивать их.