пт, 19 апр.
23:49
Ставрополь
+12 °С, ясно
Эксклюзивы

Нужна ли Ставрополю железная дорога к Невинномысску: мнение экспертов

26 января 2021, 13:11Статьи
Фото:

Сейчас планы по прокладке путей между двумя населёнными пунктами находятся на стадии обсуждения. Разработать и создать маршрут планируется в рамках Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года. Цель проекта — оптимизировать сообщение между краевой столицей и курортами КМВ.

В Северо-Кавказском филиале РЖД сообщили, что протяжённость будущей ветки между Ставрополем и Невинномысском составит 53 километра. Уточняется, что работы будут проводить после 2025 года.
Также в рамках стратегии намерены запустить аэроэкспресс из аэропорта в Минеральные Воды и Кисловодск, скоростные поезда из Ставрополя в города КМВ. Деньги на строительство планируют привлечь из государственного бюджета, а также от частных инвесторов. Каких именно — пока неизвестно. Нет информации и о конкретных сроках начала работ.
 
 
«Тарифы будут высокими»
Корреспондент «Победы26» поговорил о возможном строительстве новой ветки с одной из бывших преподавательниц Минераловодского колледжа железнодорожного транспорта. Собеседница попросила не называть её имени в материале.
Эксперт отметила, что, со своей точки зрения, не видит смысла в прокладке путей между Ставрополем и Невинномысском. Причина кроется в затратах на эксплуатацию железной дороги. Они не окупятся прибылью от продажи билетов потенциальным пассажирам, уверена специалист.
 
 
«Автомобильный транспорт всё равно всегда будет превосходить по количеству перевозок железнодорожное сообщение. Поэтому тарифы будут высокими. Даже из Минвод в Кисловодск больше ездят на автобусах именно из-за разницы в цене билетов. Поэтому я считаю, что ветку строить нет смысла. Я, жительница Минеральных Вод, почти не пользуюсь железнодорожным транспортом, потому что очень дорого билеты стоят, а вот автобусом я доезжаю дешевле», — считает собеседница.
Специалист подчеркнула, что между Ставрополем и Невинномысском ходит много автобусов, поэтому запускать там железнодорожное движение нерентабельно. Того же мнения она придерживается и в отношении грузоперевозок по данному маршруту.
«Я не знаю, что можно было бы вывозить со Ставрополя в том направлении или обратно грузовыми поездами», — отметила собеседница.
 
 
Прокладка железнодорожных путей — задел на будущее?
Преподаватель Владикавказского техникума железнодорожного транспорта — филиала РГУПС Наталья Бедоева считает, что ветка между Ставрополем и Невинномысском всё же нужна. Специалист подчеркнула, что подобные проекты могут оказаться рентабельны, даже если речь идёт о небольших населённых пунктах.
«Нужно смотреть в будущее, чтобы людям было удобнее добираться. Даже если это не поезда, то это могут быть электропоезда. В будущем можно увязать эту ветку с какой-то ещё дорогой и увеличить провозную способность, а также получить неплохой пассажирооборот», — рассказала Наталья Бедоева.
Эксперт отметила, что при разработке проекта новой ветки в первую очередь оценивается её потенциальная востребованность. Для этого учитывается численность жителей близлежащих населённых пунктов, а также общий пассажиропоток и его основные направления.
 
 
Для анализа берут информацию по автомобильному и авиатранспорту при его наличии. На основе таких данных рассматривают вопрос о создании железной дороги, а также о том, в какую сторону и как лучше её проложить. Немаловажное значение имеет и наличие поблизости крупных городов, в которых также могут быть свои ветки. Всё это и позволяет сделать вывод о том, нужен ли новый маршрут.
«В Невинномысске есть большой химический завод, где значительная загрузка и выгрузка сырья и продукции. Это даёт большой грузооборот. На ставропольском направлении есть развивающиеся промышленные предприятия, оборот которых растёт. При рассмотрении проекта будут также учитывать, какие производства уже есть и могут ли здесь в будущем построить крупный промышленный объект. Тем более что на такую перспективу как раз может оказать положительное влияние наличие железной дороги», — считает Наталья Бедоева.
 
 
Дополнительный грузопоток
Урбанист из Ставрополя Андрей Черняков высказал мнение, что железнодорожная ветка между краевой столицей и Невинномысском не просто нужна — она необходима. По его словам, наличие транзитных путей очень важно для экономического развития региона.
«Думаю, что это даст дополнительный грузопоток. Насчёт пассажиропотока — не могу сказать. Невинномысск всё-таки крупный промышленный центр. Ещё если продлить линию от Элисты, например, в сторону Волгограда или Астрахани, то увеличится транзит грузов в эти регионы», — считает Андрей Черняков.
Специалист подчеркнул, что сейчас Ставрополь — тупиковый железнодорожный маршрут. Но так было не всегда. Ранее отсюда проходила ветка в Армавир. 
 
 
Как было раньше
Изначально в Ставрополе существовала одна железнодорожная ветка на станцию Кавказскую, действующая и поныне. Однако такой путь не устраивал местных купцов, которые переправляли по нему зерно. Тарифы за перевозки были очень высокими. 
По инициативе торговцев в 1909 году начали строить новую железную дорогу к Армавиру, откуда груз доставляли в морской порт. Для обслуживания поездов в восточной части Ставрополя сделали ещё один вокзал, получивший название Ставрополь-Туапсинский, или коротко — Туапсинка. 
Новое здание было точной копией вокзала на побережье: по сложившейся традиции конечные станции делали идентичными. Строение сохранилось до наших дней: сейчас там находится жилой дом.
Ветка Ставрополь — Армавир просуществовала недолго. В годы Гражданской войны она сильно пострадала и после не восстанавливалась, хотя на отдельных участках рельсы пролежали ещё не один десяток лет. 
Сейчас всё, что напоминает о существовании Туапсинской железной дороги — мосты, самые известные среди которых — Немецкий и Новокавказский. Первый расположен в Мамайском лесу. Его высота — 18 метров. Конструкция проходит через Волчий ручей. При строительстве использовали ракушечник, и только арки отлили из бетона. 
 
 
Для своей более чем столетней истории мост очень хорошо сохранился: уцелели и опоры, и полотно. В окрестностях расположены остатки насыпи, по которой когда-то проходили железнодорожные пути.
 
 
Новокавказский мост расположен за городом — неподалёку от хутора Верхнеегорлыкского. Конструкция сохранилась хуже: отсутствует целый пролёт в северной части. Внешний вид полностью идентичен своему собрату: всё тот же ракушечник с минимальным применением бетона.
От хутора Туапсинская железная дорога спускалась вниз, к посёлку Тоннельному, а дальше — к реке Кубань. Вдоль неё полотно уходило дальше, на Армавир. Кстати, в 30 километрах от города находится ещё один арочный мост — Веселовский.