ср, 24 апр.
12:48
Ставрополь
+16 °С, ясно
Эксклюзивы

Нужно менять всю транспортную систему Ставрополя — эксперты за круглым столом обсудили наболевшие вопросы отрасли

5 декабря 2021, 15:19Статьи
Фото:

Что будет с городской транспортной системой Ставрополя через 5-10 лет? Как избавиться от пробок и нужно ли социализировать общественный транспорт? О том, как планируется развивать инфраструктуру, и какие проблемы будут решать в первую очередь — читайте в материале «Победы26».

4 декабря в «Лофте» Дворца культуры и спорта в Ставрополе прошёл круглый стол с экспертами профильных ведомств, представителями органов местного самоуправления, общественниками и депутатами краевого и городского парламентов. Тематическое мероприятие «Комплексное решение транспортных проблем — будущее или миф?» при поддержке Центра управления регионом Ставропольского края и АНО «Города за здравый смысл» организовало информагентство «Победа26».
В дискуссии подняли много транспортных тем — от пробок и расширения дорог до организации и социализации общественного транспорта. Участники мероприятия обсудили, возможно ли эффективно решить накопившиеся вопросы.
Урбанисты из АНО «Города за здравый смысл» озвучили проблемы, которые они видят при планировании и создании системы общественного транспорта в Ставрополе. Алексей Целиковский считает, что в первую очередь эта сфера недостаточно финансируется. По мнению Андрея Чернякова, главной проблемой в Ставрополе является несовершенство самой системы: перегруженность, отсутствие выделенных полос и «перекосы» в сторону строительства дорог, а не налаживания городской транспортной системы. Дарья Полянкина отметила, что общественный транспорт в краевом центре сегодня в большей степени заточен на интересы перевозчиков, а не тех, кто ежедневно ездит на работу, пользуясь этим транспортом.
«Речь идёт о том, что, например, во время автобусных проверок частники сами решают, выходить им на работу или нет. В итоге весь город стоит», — добавила Полянкина.
Руководитель общественной организации Стас Киреев указал на расстановку приоритетов при решении этих проблем. В начале дискуссии он привёл участникам данные по программе комплексного развития транспортной инфраструктуры города Ставрополя. В документе сказано, что общественным транспортом пользуются 60 процентов жителей регионального центра. Однако, по мнению Киреева, управленческие решения в этой сфере ориентированы больше на пользователей автомобилей.
«Мы говорим, что нам нужно расширять дороги и бороться с пробками, но мы не говорим о том, что у нас есть 60 процентов населения, которые уже пользуются общественным транспортом. И если мы для них делаем удобно и меняем их транспортные привычки, то тогда мы можем увеличить число этих людей. Соответственно, уменьшится количество автомобилей и вся парадигма развития транспортной инфраструктуры в городе может поменяться. Москва упёрлась в пробки — они начали делать большую транспортную реформу, Краснодар уже стоит в пробках — они начнут делать то же самое. Почему мы идём по тому же пути? Ставрополь уже четвёртый день стоит в 10-балльных пробках. Предварительно понимая горизонт планирования, мы можем начать менять всю деятельность транспортной системы», — сказал Киреев.
Все участники круглого стола согласились, что проблема серьёзная. Первый зампредседателя Думы Ставропольского края Дмитрий Судавцов пояснил, что устранять несовершенства транспортной системы необходимо взвешенно и с осторожностью. По его мнению, прежде чем браться за дело, нужно внимательно изучить все факторы.
«Город — это живой организм и мы понимаем, что у общественного транспорта должна быть социальная составляющая. Недавно на краевой уровень передали полномочия по развитию транспортной системы города Ставрополя и Пятигорска. Мы надеемся, что это поможет, потому что та транспортная составляющая, которая была в муниципалитетах, не позволяла развиваться ни с точки зрения финансирования, ни с точки зрения большого анализа», — отметил Судавцов.
Парламентарий добавил, что решить транспортные проблемы можно только в комплексе.
«Нам нужно разработать математическую модель с точки зрения развития города Ставрополя: до каких границ он будет расширяться, где будут конечные точки, где — пересадочные, в каких места общественный транспорт будет полностью закрывать транспортную составляющую, а в какие можно дать наводку бизнесу. А если бизнес не будет заниматься, то идти за счёт создания МУПов или ГУПов», — добавил Судавцов.
По мнению общественников и представителей власти, нужно сначала проанализировать и разработать направления, по которым будет развиваться транспортная инфраструктура города. Также в этой истории необходимо, в первую очередь, понять, каков будет уровень затрат.
Заместитель председателя Ставропольской городской думы Александр Куриленко отметил, что строительство и расширение дорог не решит проблему пробок. Он предложил, в первую очередь, развивать общественный транспорт большой вместимости.
«Сейчас активно застраивается юго-западный район. Маршрутки не должны вывозить жителей этого района — у нас должны быть автобусы, нужно наладить велоинфраструктуру. Касательно вложений, конечно, это большие средства. А что касается бизнеса, общественный транспорт — это не про зарабатывание денег. Это про решение вопросов местного значения: чтобы человека вывезти из точки А в точку Б и вернуть назад. Это задача муниципалитета», — пояснил Куриленко.
Вместе с этим на круглом столе стало известно, что сейчас проводится открытая закупка на проектирование и разработку системы КСОДД (Комплексная схема организации дорожного движения). Замглавы администрации Ставрополя Иван Скорняков пригласил общественников поучаствовать в разработке этой программы перед её внедрением.
Во время встречи подробно обсудили и тему перегруженности дорог и пробок. Замруководителя комитета городского хозяйства администрации Ставрополя Виталий Кишкинёв уточнил, что на сегодняшний день исследуются данные при работе интеллектуальной транспортной системы (ИТС) на улице Доваторцев.
«Сейчас мы вошли в ИТС, собираем статистику, чтобы через два месяца мы уже могли регулировать движение. Пока только на улице Доваторцев, на которой работает ИТС. С учётом предстоящих праздников, выходных, думаю, что к февралю статистика будет готова. И мы увидим, что делать с главной артерией юго-западного района Ставрополя», — сказал Кишкинёв.
Руководитель департамента «Инфоком-С», архитектор информационных систем Руслан Касимов отметил, что ИТС действительно поможет решить имеющиеся проблемы в транспортной инфраструктуре. Однако он считает, что сейчас эта сфера находится в чрезвычайно плохом состоянии.
«В начале года был опубликован рейтинг российских городов по уровню развития общественного транспорта. В список вошли 76 городов. Ставрополь оказался на 72 месте, рядом с Махачкалой и Владикавказом», — подчеркнул Руслан Касимов.
Он также добавил, что городу нужны резкие реформы, а не долгосрочные программы.
«Мы находимся в ситуации, когда двигаться поэтапно просто нельзя. Лет через 20 ситуация станет критической. По факту сейчас в Ставрополе нет системы общественного транспорта. Однако это открывает некоторые перспективы — можно не пытаться что-то изменить, а просто сделать всё заново», — считает Руслан Касимов.
Также по время круглого стола подняли идею строительства новой объездной в городе Ставрополе. Общественники настаивают, что новые дороги не решат проблему пробок в городах. Замглавы города Ставрополя Дмитрий Семёнов пояснил, что эта развязка необходима городу по ряду причин, однако пока неизвестно, где она пройдёт. Семёнов уточнил, что проектирование ещё даже не началось, а в разработке и дальнейших решениях необходимо участвовать всем. Также он добавил, что если дорога будет проходить через Русский лес, необходимо минимизировать потери лесного фонда.
«На юге идёт большая стройка. И миндор, и город Ставрополь, и общественники считают, что дорога нужна, но необходимо также сделать альтернативный въезд на юг. Если мы начнём строить эту развязку, то мы полностью остановим дорожное движение по Западному Обходу и проспекту Российскому. Поэтому строить её пока нельзя, нужно сделать выезд. При этом на сегодняшний день ещё неизвестно, где проляжет новая дорога», — пояснил Семёнов.
Урбанист Андрей Черняков подчеркнул, что трасса позволит направить транзитный трафик в обход регионального центра и разгрузить юго-западный район города. Однако он считает, что параллельно необходимо реконструировать другие дороги.
«Я считаю, что нужно реконструировать Восточный и Северный Обходы города, потому что весь транзитный трафик сейчас идёт по этим дорогам. Сейчас из юго-западного района только два выезда — улицы Доваторцев и Юго-Западный Обход, которые не справляются с транспортными потоками. Новая объездная позволит решить эту проблему», — отметил урбанист.
Эксперт добавил, что комплексно решить проблему с пробками в Ставрополе поможет развитие системы общественного транспорта и создание выделенных полос для автобусов.
«Особенно это уместно в отношении улицы Западный Обход, где можно разметить не две полосы, а три — нормативы это сделать позволяют. Также нужны выделенные полосы по улице Доваторцев», — подытожил урбанист.
По итогу круглого стола участники отметили, что получился конструктивный диалог. В конце встречи участники смогли обозначить основные сложности и векторы для решения проблем. Общественники, эксперты и представители власти сошлись во мнении, что их необходимо решать совместно. Замглавы администрации города Ставрополя Иван Скорняков резюмировал, что эта дискуссия дала возможность выслушать позиции всех экспертов и понять, как комплексно можно решить накопившиеся проблемы.
Замминистра дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Борис Борисов заявил, что решить транспортные и дорожные проблемы в нынешних условиях намного сложнее, чем думают общественники. Он также пригласил их поработать в министерстве, чтобы понять специфику деятельности изнутри.