Маркетплейсы вошли в жизнь российских граждан много лет назад. Все мы заказывали новый чехол на свой iPhone на «алике», покупали книги на OZON или выбирали новое платье на Wildberries.
Финансовые маркетплейсы — понятие для наших граждан довольно новое. С их помощью можно дистанционно получить ряд финансовых услуг. Например, открыть банковский вклад. Начиная с 19 октября законом предусмотрено и оформление «автогражданки» на специальных платформах.
Изобретение велосипеда
В России и раньше существовали сервисы, предназначенные для сравнения предложений на финансовом рынке. Однако возможность оформить сделку они не предусматривали. Например, такой площадкой является сервис sravni.ru.
По идее оформление полиса ОСАГО через маркетплейс не должно отличаться от покупки электронного ОСАГО напрямую у страховщика. Оператор финансовой платформы, по закону, не сможет брать комиссию со страхователей. Значит, стоимость полиса в таком случае не должна отличаться от той, что предлагает на своем сайте страховая компания.
Среди главных преимуществ нововведения эксперты называют возможность сравнивать предложения нескольких компаний. При этом покупателю не нужно будет переходить с сайта на сайт. Автовладельцу достаточно просто ввести свои данные, выбрать подходящее предложение и тут же оформить страховку. Цены действительно могут сильно отличаться, поскольку в августе 2020 года был расширен коридор базовых ставок тарифов ОСАГО. Появилась возможность учитывать такие показатели, как качество вождения и соблюдение правил дорожного движения. Таким образом, при использовании нового сервиса автомобилисты получат возможность экономить на страховке.
Не туманные перспективы
Если оценивать перспективы развития онлайн-рынка страхования и маркетплейсов, то можно предположить, что в дальнейшем его ожидает значительный рост. Например, уже сейчас, по оценке Российского союза автостраховщиков, около половины полисов ОСАГО в стране оформляются онлайн. На это, конечно, повлияли карантинные меры, которые вводились в большинстве российских регионов из-за коронавируса.
В первом полугодии в Ставропольском крае было заключено более 311,7 тысячи договоров об обязательной автогражданской ответственности. Премия страховщиков составила свыше 1,36 миллиарда рублей. Из них 546,6 миллиона пришлись на около 40 процентов полисов, оформленных в режиме онлайн. И все это в рамках только одного региона.
Проникновение цифровых технологий в жизнь обычных людей влияет на рост онлайн-продаж финансовых продуктов. Маркетплейсы же будут способствовать конкуренции среди страховых компаний.
«Для страховых компаний дополнительными преимуществами будут возможности платформы по проведению пре-скоринга и расширению данных по клиенту, что потенциально позволит точнее оценивать риски и давать клиенту выгодные предложения по страховым продуктам. Финансовые платформы на начальном этапе будут осуществлять свою деятельность по пилотным продуктам, однако по мере развития будут предоставлять потребителю новые услуги. Покупатель сможет сравнивать платформы исходя из их функционала, предоставляемых услуг, удобства клиентского интерфейса и других характеристик», — пояснили в Отделении Ставрополь Южного ГУ Банка России.
Пока только на бумаге
По закону все финансовые платформы поднадзорны Банку России. Он ведет реестр и публикует данные на своем официальном сайте. Так, 27 июля 2020 года ЦБ включил две платформы ПАО «Московская биржа ММВБ-РТС» и АО «ВТБ Регистратор». Маркетплейс первой запустили 15 октября под брендом «Финуслуги». Сервис позволяет выбирать банковские услуги и управлять ими. Но пока оформить страховку с его помощью невозможно.
«Ранее платформа «Финуслуги» заявляла о планах предложения страховых продуктов, точные сроки пока не назывались», — сообщили в ЦБ.
Финансовая платформа ВТБ предусматривает предоставление бухгалтерских, юридических и иных услуг. Оформление договора ОСАГО на ней пока также не доступно.
Также 22 октября статус оператора финансовой онлайн-платформы получил сервис «Инфинитум», предлагающий операции с паями паевых инвестиционных фондов. Выходит, несмотря на изменения в законе об ОСАГО, испытать маркетплейсы не представляется возможным: финансовые площадки не запущены.
«На первом этапе продуктовый ассортимент будет включать банковские вклады, государственные и корпоративные облигации, паи паевых инвестиционных фондов (ПИФ). В перспективе он может быть расширен за счет кредитных, страховых, включая ОСАГО, инвестиционных и других финансовых продуктов», — пояснил представитель регулятора.