вт, 07 янв.
21:43
Ставрополь
+1 °С, ясно
Эксклюзивы

Почему некоторые ставропольцы не верят в коронавирус?

20 апреля 2020, 14:22Статьи
Фото:

В Ставропольском крае количество заболевших COVID-19 официально перевалило за 200 человек, есть смертельные случаи. Людям настоятельно рекомендуют оставаться дома. Однако некоторые воспринимают самоизоляцию как каникулы и выходят на прогулки с детьми, жарят шашлыки во дворах, занимаются спортом на турниках. И если кто-то просто игнорирует ситуацию, то другой и вовсе отрицает существование коронавируса. «Победа26» узнала у психологов, с чем связано такое поведение и почему люди не верят в угрозу заражения.

Иллюзия привычного образа жизниПредседатель общественной организации «Новые возможности», медицинский психолог Ставропольской краевой клинической специализированной психиатрической больницы Евгения Купцова объяснила, что пандемия подкосила привычный уклад жизни людей, а это не могло не отразиться на их состоянии.
«Мы так устроены, что переполняющие нас чувства не могут находиться бесконечно внутри, они ищут выход. Вы редко услышите предложение «Давай поговорим о моей тревоге». Обычно чувства ищут тему, через которую могут быть выражены. Самые топовые сейчас — это коронавирус и самоизоляция. Чем более сильные чувства возникли от стресса, вызванного ими, тем радикальнее человек воспринимает информацию о них», — поясняет психолог.
Есть две крайние реакции на эти темы. Первая — вирус придумали, инфекция не опасна. Вторая — всё гораздо страшнее, чем нам говорят, и самое время идти в бункер с гречкой. В изоляции у людей тоже возникают две крайности. Одна — принятые государством меры слишком слабы, их нужно усилить. Другая — наоборот, установили чересчур жёсткие ограничения.
«Нарушение режима может быть связано с накопившейся усталостью. Она может быть связана с социально-бытовыми проблемами, когда ты и так много времени проводишь дома, желанием как можно скорее восстановить привычный уклад. В этом плане очень хороший пример адаптивной реакции — это добровольцы, которые сменили род своей деятельности и помогают нуждающимся гражданам», — говорит Евгения Купцова.
То, как человек реагирует на спецрежим, не зависит от его социального положения, уровня доходов или образования. Всё упирается в умение адаптироваться к кардинальным переменам. Если ему это даётся с трудом, то в условиях действующих ограничений он попытается вернуть себе опору как можно быстрее и создаст иллюзию привычного образа жизни.
«К сожалению, универсального довода, который подействовал бы на всех и убедил соблюдать режим самоизоляции, не существует. На кого-то действуют цифры и научные факты, на кого-то эмоционально рассказанные личные истории, а для кого-то аргументом могут стать законы, штрафы и наказания».
Бунт — это тоже способ адаптации
Такая реакция — это один из механизмов защиты в условиях, когда привычный распорядок жизни сильно меняется. Кто-то принимает новые правила и перестраивает свой график, а кто-то, наоборот, начинает испытывать систему на прочность. Правда, многое зависит и от того, как правила установлены и соответствуют ли они реальности. Клинический психолог Марина Грицай объяснила, что в зависимости от этого есть два способа адаптации к изменениям — это послушание и бунт, каждый из них условно со знаком «плюс» или «минус».
Послушание со знаком «плюс» возникает, когда даются адекватные правила, и человек их исполняет. Если же установленные ограничения неадекватны, а человек страдает и всё равно продолжает им следовать, речь идёт о послушании со знаком «минус». Но намного интереснее обстоит дело с бунтом, который тоже бывает позитивным и негативным.
«Бунт может быть со знаком «плюс» при условии, что правила, которые даются извне, неадекватны. Но здесь нужно определить, что является адекватным, а что нет. В нашей ситуации, с точки зрения психологии, государство выступает как родительская фигура, а граждане — это дети. Правила, которые даёт родитель, строгие, где-то непонятные. Бунтари со знаком «плюс» ищут лазейки и говорят о том, что где-то что-то не проработано, и подвергают это сомнению», — объясняет Марина Грицай.
Есть и такой способ адаптации, как бунт со знаком «минус». В этом случае человек выступает против адекватных правил. Он считает, что свобода — это отсутствие границ, и как только таковые появляются, он их нарушает.
«Люди с такой позицией стремятся к тому, чтобы каким-то образом подвергнуть жёсткому сомнению то, что делает родительская фигура. <…> Человек ведёт себя как ребёнок, неспособный думать, но действующий так, будто знает всё сам, и пытается это доказать».
Поведение большинства
Медицинский психолог Ставропольской краевой клинической специализированной психиатрической больницы №1 Денис Севрюгин отметил, что нарушение режима самоизоляции — это не прихоть определённой категории людей, а скорее попытка защититься от информации, которую мы не в силах принять. Для кого-то нарушить рамки — это как вызов, который непременно нужно принять. А кому-то легче игнорировать опасность и чувствовать себя спокойнее.
В интернете часто появляются конспирологические теории о вирусе, его искусственном происхождении или вообще о том, что его не существует. Кто-то верит в них и берёт на вооружение. Это тоже защитный механизм — мозг таким образом избавляет нас от информации, которую тяжело переварить. В повседневной жизни люди сталкиваются с ним, когда теряют близких — какое-то время человек не верит в происходящее.
«У некоторых данный механизм может кардинально менять отношение к реальности. То, что касается «политических трюков» или «теорий заговора», — это тоже психологический способ справиться с внутренним напряжением. Его основной смысл сводится к тому, чтобы поместить «зло» или агрессию на эту «несправедливость жизни» в другого человека или группу людей», — прокомментировал Денис Севрюгин.
Парадокс в том, что группа людей, оказавшаяся по ту сторону баррикад, может помочь. Человек зависим от социума. Если его поведение кардинально отличается от поведения большинства в группе, психологически его значительно труднее реализовывать. Психолог видит в этом один из способов убедить бунтаря прислушаться к советам и, быть может, удержать его от ненужных проверок системы на прочность:
«Необходимо сделать следование самоизоляции типичным для человека. Акции врачей, которые просят оставаться дома, являются примером того, как такой вариант поведения поддерживается. Акцент на том, что мы проявляем заботу о других, оставаясь дома, думаю, поможет нам чувствовать себя лучше».
 
Иллюстрации: ИА «Победа26»