вс, 05 май
18:06
Ставрополь
+4 °С, дождь
Эксклюзивы

Полицейский со Ставрополья: версия-2020

22 июня 2020, 14:27Статьи
Фото:

10 июня 2020 года сотрудники ставропольской полиции отметили 100-летие со дня образования органов внутренних дел края. За этим юбилеем стоят победы, перемены, реформы и просто люди. Об облике полицейского нового поколения и особенностях службы в третьем тысячелетии рассказал заместитель начальника управления по работе с личным составом ГУ УВД России по Ставропольскому краю, полковник внутренней службы Вячеслав Куликов.

— Относительно недавно состоялась реформа правоохранительной системы страны. Как это отразилось на работе ставропольских стражей порядка?
— В первую очередь, изменились требования к сотрудникам полиции, и сегодня они намного выше, чем это было ещё пару десятилетий назад. Если изначально покой и порядок в губернии обеспечивала рабоче-крестьянская милиция (а иными словами, простые и не всегда образованные граждане), то в XXI веке это уже профессиональная структура, в составе которой исключительно высококвалифицированные кадры. Начиная с 2011-2012 годов изменились критерии приёма на службу и отбора личного состава, повысились требования к образованию кандидатов. Эти меры, безусловно, направлены на повышение качественного профессионального уровня будущих полицейских и уже дают свои плоды. Так, у 70% наших сотрудников высшее юридическое образование, а в профильных службах, таких как следствие, дознание и другие, — свыше 95% дипломированных юристов. И большинство приходящих на работу в остальные службы (ППС, участковые, ПДН и др.) и начинающих свой трудовой путь, как говорится, снизу, с высшим образованием и часто не одним. Кроме того, у нас очень высокие требования к здоровью претендентов и их физической подготовке. Без этих трёх составляющих служба в органах на сегодня просто невозможна.
— При таких жестких условиях, наверное, трудно подобрать достойных кандидатов? Существует ли недокомплект личного состава?
— Да, как это ни удивительно. С одной стороны, престиж профессии растёт день ото дня, и дефицита в желающих поступить на службу мы не испытываем. С другой же, очень многие «срубаются» на отборочных этапах. Сам процесс оформления достаточно долгий, занимает около трёх месяцев. И за это время кандидаты проходят многоступенчатую проверку. К сожалению, очень многих подводит здоровье. Причем, чаще это наблюдается у юного поколения. У современных молодых людей проблемы со зрением, повышенное артериальное давление, различные заболевания костей, вызванные чрезмерным увлечением гаджетами, неподвижным образом жизни и нехваткой витамина D. А здоровье у полицейского должно быть безупречным. Следующая причина отказа в поступлении на службу — это слабая физическая подготовка. Несмотря на, казалось бы, повсеместную популяризацию спорта и здорового образа жизни, атлетизм и выносливость многих претендентов оставляет желать лучшего. К счастью, этот момент поправим, в отличие от вопросов здоровья. Есть у нас замечательные примеры, когда ребята, у которых не получилось устроиться на работу с первого раза, пересматривают своё отношение к спорту, начинают усиленно заниматься, посещать различные секции, и возвращаются вновь, чтобы всё-таки исполнить свою мечту и стать полицейскими. Помимо спортивной и врачебной комиссии, желающим придется ещё пройти серьёзную проверку по моральным и психологическим качествам. Будущего полицейского тщательно протестируют на употребление алкоголя и наркотических средств, на связь с криминалом.
— Возможно, при таких сложных условиях и повышенных требованиях есть смысл растить смену с младых лет? По примеру юнармейцев и суворовских училищ?
— Да, такой проект мы стали реализовывать два года назад. По предложению руководства ГУ УВД России по Ставропольскому краю мы возобновили замечательный, но забытый почему-то, метод формирования специализированных кадетских классов в школах. Пока в качестве эксперимента мы работаем с 10-11 классами. У учащихся есть своя особенная форма, а перед началом учебного года они приносят клятву кадета. Помимо своих основных занятий, ребята посещают лекции по праву и военному делу, мастер-классы ветеранов правопорядка и наши мероприятия, направленные на героико-патриотическое воспитание. Первый выпуск полицейских кадет и, соответственно, поступление в профильные вузы должны состояться в этом году. К сожалению, пандемия внесла свои коррективы в экзамены этих ребят, но мы верим, что они с достоинством вынесут все испытания.
— С процессом принятия людей на службу мы разобрались, а как обстоят дела с адаптацией новичков? Одно дело, когда молодые люди идут в профессию с романтическими представлениями о геройской работе, и совсем иное, когда они сталкиваются со сложной, рутинной и порой нелицеприятной действительностью. Как справляются с нагрузкой и эмоциями?
— Конечно, трудности возникают по первому времени, как и на любой работе. Даже с учётом того, что случайных людей в наших структурах не бывает. Молодые люди приходят уже отслужившие армию или прошедшие обучение в специализированных вузах, то есть имеющие представление о дисциплине, субординации, обязательности исполнения приказа. У выпускников гражданских юридических факультетов прекрасная теоретическая база и глубокие знания об особенностях профессии. Тем не менее, практическая деятельность, конечно, отличается от теории. И поскольку времени на раскачку у новых сотрудников нет, они почти сразу включаются в работу. С целью профессиональной адаптации новичков с давних времен у нас существует так называемый институт наставничества. За каждым новоиспеченным полицейским закрепляется «старший товарищ», который помогает вникать в особенности службы. Разрабатывается план адаптации, устанавливаются контрольные сроки, на определенных этапах подключаются психологи, помогающие справляться с эмоциональными нагрузками, потом по определенным критериям проверяется способность к самостоятельной работе и так далее. С учетом технологического прогресса модернизируется и система наставничества, всё чаще мы прибегаем к дистанционному обучению и онлайн тренингам.
— Кстати, о прогрессе. Логично предположить, что вместе с ним изменилась и сама преступность. У каждого периода истории правопорядка есть особенность: в послевоенные годы, когда осталось очень много детей-сирот, на первый план вышла работа с детской преступностью и беспризорничеством, в 80-е годы — борьба с самогонщиками и валютчиками, в 90-е общество мучили разбои и ОПГ… А что сейчас?
— По мере того, как полиция совершенствует свою работу, преступный мир тоже не дремлет и подстраивается под технологический прогресс. За последние годы появилось много преступлений, связанных с разного рода интернет-мошенничеством и кибер-воровством. Удивительно, но, несмотря на большую разъяснительную работу, которую мы постоянно проводим среди населения, по-прежнему находятся те, кто перечисляет свои деньги (порой суммы исчисляются сотнями тысяч) любителям легкой наживы.
Но у всего есть и свои положительные моменты. С тех пор как массовая доля преступлений ушла в виртуальное пространство, мы можем говорить об относительном спокойствии с точки зрения безопасности работы полицейских. Конец 90-х-начало 2000-х — страшный период в истории ставропольских правоохранителей. Милиционеры гибли на службе: 1995 год, Буденновск — 18 наших товарищей трагически погибли в схватке с террористами; 1999 год, граница Курского района — более 20 милицейских жизней оборвалось при столкновении с боевиками; 2006 год, Тукуй-Мектеб — 7 сотрудников погибли при проведении операции по задержанию вооруженных преступников; 2011 год, станица Беломечетская — 3 бойца ОМОНа остановили бандитов ценой своей жизни. И это не считая других трагических эпизодов, которые, к сожалению, нередко случались и в борьбе с, так называемой, бытовой преступностью. А сегодня мы с радостью говорим о том, что за последние пять лет нет ни одного случая гибели сотрудника полиции при исполнении служебных обязанностей. В этом успехе есть весомая доля как повышения качественного профессионального уровня полицейских, так и роста самосознания граждан, правовой ответственности и уважения закона в обществе.
Фото: ГУ УВД России по Ставропольскому краю