Николай Пономарёв родился в Ставрополе. Сейчас ему 21 год.
«Мама и папа — инвалиды 1 группы. У всех были папа-мама, у меня — нет. Но в жизни было много чего другого хорошего», — рассказывает Николай Пономарёв.
К счастью, участь расти в детдоме Николая миновала. Молодого человека воспитывали бабушка с дедушкой. Жили в селе Старомарьевка Грачёвского района, а в 2014-м вернулись в краевой центр.
«Воспитывали меня хорошо. Давали всё, что могли: и внимание, и заботу, и какие-то материальные вещи, и достойное образование», — рассказывает молодой человек.
Таких, как Николай, причисляют к категории оставшихся без попечения родителей. Как и дети-сироты, они имеют право на свои квадратные метры от государства. Зная об этом, бабушка поставила внука на очередь заранее, в 2005-м году, чтобы после совершеннолетия парень смог въехать в собственную квартиру. А пока шло время, Николай освоил профессию сварщика в Ставропольском политехническом колледже. Жильё должны были выдать как раз после получения диплома, однако очередь не подошла.
Молодой человек решил подождать. За это время он женился и обзавёлся ребёнком. Сейчас сыну Руслану почти два года.
«Тяжело. И у меня уже своя семья, и бабушка с дедушкой уже в возрасте», — рассказывает Николай Пономарёв.
Мужчина два года нарабатывал практику в профессии сварщика — выполнял заказы для друзей и знакомых. Сейчас он временно не работает и стоит на учёте в Центре занятости населения. Супруга Антонина — студентка факультета филологии в СГПИ. Молодая семья испытывает финансовые сложности: платить за съёмное жильё выходит очень накладно.
Весной 2020 года Николай решил обратиться в министерство имущественных отношений Ставрополья. В ведомстве он попытался узнать, когда, наконец, подойдёт его очередь для получения квартиры.
«Мне предоставили справку с цифрой общей очереди, сколько всего человек. Мол, мы не можем вам предоставить ваш номер очереди. Там больше трёх тысяч человек. Как мне объяснили, это все — и кто получил квартиру, и кто ещё ждёт жильё. Это как понимать? У человека нет своей очереди. То есть того, кто в очереди за мной, могут вперёд спокойно перевести, а мне ещё ждать. Я так могу всю жизнь прождать и ничего не получить. Меня это возмутило», — говорит Николай Пономарёв.
Летом 2020 года мужчина обратился в суд, который в считанные дни встал на его сторону. 11 июня вышло решение о выдаче положенных квадратных метров. Пономарёв подождал до октября, после чего отправился в службу судебных приставов.
«Приставы отвечают, что взяли моё дело под контроль, сказали: «Ожидайте». Но я уверен, что ничего не будет», — говорит Николай Пономарёв.
В итоге мужчина написал заявление в прокуратуру Ставропольского края.
«Получить квартиру, выйти на работу. Получить высшее образование. Жить спокойно, как и живут все. Я не прошу многого. Я же не хуже других», — говорит сирота.
Квартиры будут, вы держитесь
За предоставление жилья детям-сиротам отвечает министерство имущественных отношений Ставропольского края. Там пояснили, что к настоящему моменту уже заключены контракты на приобретение 641 помещения. До конца 2020-го года планируется закупить ещё 200 квартир.
Часть жилых помещений уже передана адресатам, остальные найдут своих владельцев в 2021-м.
«Госконтракты на участие в долевом строительстве многоквартирных домов заключили с застройщиками Пятигорска, Ставрополя, Кисловодска, Железноводска, Ессентуков», — отметили в министерстве.
Также в ведомстве рассказали, каким образом формируется специализированный жилищный фонд края. Так, обеспечение квартирами детей-сирот зависит от наличия домов и количества в нём жилых помещений.
«Жилье приобретается на средства федерального и краевого бюджета через Единую информационную систему в сфере закупок. Аукционы размещаются практически каждый день. Так, с начала этого года на площадке было размещено более 350 таких аукционов. При этом большинство из них не состоялись. Причина — отсутствие продавцов. Дело в том, что во многих территориях края, особенно это касается сельской местности, многоквартирные дома попросту не строят. А то, что есть на вторичном рынке, не соответствует техническим требованиям, которые предъявляют для специализированного жилья», — рассказали в краевом минимущества.
При этом единой очереди детей-сирот на получение квартир в крае не существует.
«Есть список поданных заявлений о предоставлении жилого помещения детям-сиротам. Это общий, сквозной список по всему краю, и ведется он с 2013 года. Он учитывается при предоставлении жилья», — пояснили в ведомстве.
Как скоро человек получит положенные квадратные метры, зависит только от того, сколько в муниципалитете специализированного жилья.
«Например, в Михайловске достаточно хорошее положение с предоставлением жилых помещений детям-сиротам, так как жилищное строительство здесь идёт хорошими темпами. Поэтому только в этом году предоставлено 111 квартир в новостройках для льготной категории жителей Михайловска и других населённых пунктов, кто подписал согласие на получение жилья там», — рассказали в ведомстве.
По данным минимущества Ставрополья, с начала 2020-го года детям-сиротам передано 356 жилых помещений. Они расположены на территориях десяти районов и округов, а также в Невинномысске, Ессентуках, Пятигорске и Ставрополе. Основная часть — это квартиры в новостройках.
Стоит отметить, что квартиры детям-сиротам передают по договору специализированного найма. В течение пяти лет ведётся контроль за использованием помещения. Только по истечении этого времени при условии соблюдения получателем всех правил он сможет оформить жилплощадь в собственность.
Как подчеркнули в краевом минимущества, к концу года дети-сироты получат жильё, запланированное на 2020-й.
Что касается Николая Пономарёва, то он может справить новоселье уже в следующем году.
«В Ставрополе по улице Чапаева, дом 4/1, корпус А, строится многоэтажный дом. Застройщик должен передать 113 квартир в собственность Ставропольского края в III квартале 2021 года. Одну из квартир в этой многоэтажке, скорее всего, получит Пономарёв», — отметили в министерстве.