Сейчас пенсионерка из Ставрополя Нина Григорьевна практически не снимает кислородную маску. Ей трудно дышать и разговаривать, у неё плохое самочувствие. Всё это — последствия коронавируса. Женщина около месяца провела в ковидном госпитале, а теперь поступила на реабилитацию.
«Вы не представляете, что это такое. Никому такого не пожелаю. Месяц на грани жизни и смерти, как будто в кошмарном сне», — описывает болезнь женщина.
Четвёртая горбольница специализируется на долечивании пациентов после коронавируса. После нескольких дней там состояние Нины Григорьевны заметно улучшилось.
«Здесь созданы все условия. Сейчас всё хорошо, врачи уделяют мне много внимания, за что я им очень благодарна», — добавляет пенсионерка.
Чтобы пройти постковидную реабилитацию в четвёртой горбольнице, нужно направление от врача и полис ОМС. За последние полгода на ноги поставили уже более 170 человек.
Какие осложнения лечат в больнице
Пациенты, которые испытывают проблемы с дыханием, попадают в отделение пульмонологии. Это единственное место в Ставропольском крае, где лечат людей с бронхолёгочной патологией.
«Мы принимаем больных со всего Ставрополья, которые нуждаются в реабилитации, в кислородной поддержке, у которых сохраняется одышка, слабость, утомляемость. У нас были случаи, когда коронавируса у человека уже нет, но он всё равно еле дышит. Пациент не опасен для окружающих, но ещё не здоров», — отмечает заведующая отделением пульмонологии Наталья Форсикова.
В отделении есть весь набор препаратов от бронхолёгочных заболеваний. Каждая палата рассчитана на четыре человека и оснащена кислородной разводкой.
«У каждого пациента есть доступ к кислороду в объёме до десяти литров. Мы обеспечиваем его подачу больному по необходимости в любом положении», — рассказывает заведующая отделением.
Следующее отделение — гипербарической оксигенации. Здесь находятся барокамеры — герметичные сосуды, которые повышают давление.
«У некоторых людей, которые переболели коронавирусом, лёгкие полностью не раскрываются. В барокамере организм пациентов насыщается кислородом, поэтому люди уже после первой процедуры чувствуют облегчение дыхания», — отмечает и. о. заведующей отделения ГБО Марина Назарова.
После посещения барокамеры у пациентов улучшается кровоток и все органы получают больше кислорода. Врачи рекомендуют проходить от 10 до 15 подобных процедур.
«Мы рекомендуем каждому пациенту, который переболел в той или иной степени коронавирусом, обязательно проходить нашу процедуру. В сочетании с лекарствами это позволяет организму быстрее восстанавливаться. Человек сразу чувствует бодрость, прилив сил и энергии, проходят головные боли», — подчёркивает Марина Назарова.
Нарушения дыхания, сна, депрессию и общую слабость лечат в физиотерапевтическом отделении больницы. Оно существует более 30 лет.
«Мы используем как старые наработки, так и новые методики лечения. Широко применяются электропроцедуры, ультразвуковая и лазерная терапия, ручной массаж, дыхательная гимнастика и кислородные коктейли. Практически всё это мы можем адаптировать под индивидуальное состояние любого пациента», — рассказывает заведующая физиотерапевтическим отделением Анна Кущенко.
Улучшить моральное состояние позволяет так называемый электросон. Процедура инновационная и безболезненная.
«Прибор воздействует непосредственно на структурные центры головного мозга, позволяя справиться с депрессией, хроническими болями, проблемами со сном, синдромом эмоционального выгорания», — добавляет Анна Кущенко.
В отделении активно применяют грязелечение. Оно позволяет воздействовать на определённые участки тела и ускорить восстановление организма.
«Очень важный компонент в лечении больных — иммуностимуляция. Для этого мы используем не только аппликации грязи, но также электромассаж и КВЧ-терапию», — подчёркивает заведующая.
Есть и более привычные методы — лечебная физкультура. Например, дыхательная гимнастика.
«Очень важно донести до пациентов, что необходимо увеличивать жизненную ёмкость лёгких, причём делать это планомерно, целенаправленно, шаг за шагом. Мы рекомендуем делать не менее 6 тысяч шагов в день при контроле пульса не более 120 ударов в минуту», — отмечает Анна Кущенко.
Врачи рассказали, что постоянное нахождение в закрытом пространстве иногда угнетает пациентов. Приходится работать не только по своему профилю, но и выступать в качестве психологов.
«К каждому пациенту нужен индивидуальный подход. Мы поддерживаем и даём понять, что самое страшное уже позади, нужно жить дальше», — добавляет заведующая отделением пульмонологии Наталья Форсикова.
По словам и. о. главного врача Александра Бодулина, нагрузка на больницу существенно выросла. Это произошло из-за перепрофилирования других медучреждений в ковидные госпитали.
«Изменилась структура больных. Сейчас, видимо, люди боятся лишний раз обращаться за помощью. Поэтому к нам поступают пациенты, как правило, уже с тяжёлыми заболеваниями», — говорит Александр Бодулин.
Врач подчеркнул, что существует единственный способ избежать тяжёлого течения болезни, а также очного знакомства с барокамерой и другими видами постковидного долечивания. Это вакцинация.
«В качестве примера могу привести себя. Я переболел коронавирусом в июле прошлого года, после чего у меня увеличился уровень антител. К началу весны этого года он значительно снизился, поэтому я вакцинировался», — заключил Александр Бодулин.