Тема дня: Главное о COVID-19 в Ставропольском крае

Продать нельзя оставить: что происходит с машинами из Армении на Ставрополье

29.09.2020, 13:08 Ставропольский край
В крае, как и в других регионах России, с июля 2020 года останавливают автомобили с зарубежными регистрационными знаками. Говорят о случаях, когда владельцев не только штрафуют, но изымают у них транспортные средства. Откуда взялись проблемы — в материале ИА «Победа26».

В Ставропольском крае около 10-11 тысяч машин с номерами из Армении, подсчитали члены инициативной группы. Активисты борются за сохранение транспортных средств у их владельцев путём жалоб в разные инстанции.

Взгляды людей на происходящее разделились. Некоторые считают «травлю» собственников авто из Армении оправданной. Якобы люди специально приобретали иномарки в соседнем государстве, чтобы не платить штрафы по камерам и транспортный налог в России. Другие недоумевают, поскольку в течение нескольких лет такие легковушки и грузовики ездили по стране без каких-либо проволочек со стороны государства.



Откуда появилась проблема


В 2020 году Армения присоединилась к Евразийскому экономическому союзу. Формально она состояла там с 2014 года, но с рядом исключений. Одно из них — невысокий размер таможенных пошлин на ввоз автомобилей: в разы дешевле, чем в России. Теперь же эти величины уравнялись.

Было и второе, указывают владельцы. С 2018 года россияне могли привезти в свою страну авто с армянскими номерами без «растаможки» и документов на временный ввоз. Ездить разрешалось без ограничений по сроку пребывания, объясняют собственники. Для покупки нужна была прописка в Армении. В казну этой же страны платили транспортный налог.

Ситуация поменялась в 2020 году. В числе тех, кто оказался в «ловушке», — житель краевой столицы Евгений Красов. За машиной мужчина ездил в Армению самостоятельно. Перед этим изучал законность данного вопроса, знакомился с информацией от таможенных органов.


«Я изучал этот вопрос, так как были опасения. Когда увидел официальные ответы таможенных органов, что «да, можно» и «всё законно», сомнения развеялись. Но, как оказалось, мы были введены в заблуждение ответами таможни. Если были бы адекватные ответы, люди не поехали бы туда», — рассказал Евгений Красов.

 


За что и почему платят владельцы авто с армянскими номерами


Штрафы выписывают по двум административным статьям. Первая — за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке. Вторая — за отсутствие документов на авто, предусмотренных таможенным союзом. Правда, тут появилось противоречие. Согласно постановлению Правительства РФ, на автомобили, зарегистрированные на территории стран-участниц ЕАЭС, действует исключение. Регистрировать их в России не нужно даже при сроке использования более полугода.

Однако в этом году внесли поправки в «Договор о присоединении Армении к ЕАЭС». Там сказано, что распоряжаться зарегистрированным в Армении авто могут или граждане этой страны или лица, постоянно там проживающие.

Также появилась и новая трактовка документа, подписанного в 2014 году. Там говорится, что товары, на которые сохраняются льготные пошлины, должны обращаться только в пределах Армении и не вывозиться за ее пределы. Владельцы проблемных машин сетуют, что в течение предыдущих лет на это не обращали внимания.

 

 

В течение почти трёх лет не требовалось декларировать свои транспортные средства, указывают ставропольцы. Таможня даже не проводила такой процедуры, апеллируя к выпуску авто в свободное обращение через зелёный коридор, говорится в жалобе жителей края. Теперь же автоинспекторы требуют доплатить существенную разницу в «растаможке», зарегистрировать машины. Таможня же в это время «отмалчивается», сетуют автолюбители. Они задаются вопросом, почему требования не звучали раньше, пока они якобы нарушали закон.




Чтобы поставить авто на учёт, необходимо взять ПТС в таможенной службе. После этого владелец получит свидетельство о регистрации, на законных основаниях сможет передвигаться по стране, объяснил начальник отдела по исполнению административного законодательства ГИБДД по Ставропольскому краю Андрей Булгаков.
Проблема заключается в том, что оформление может обойтись вдвое дороже стоимости машины. При этом снять её с учёта в Армении невозможно, поскольку границы временно закрыты из-за пандемии. Таким образом, ставропольские водители оказались в безвыходном положении.


«Среди нас много многодетных семей»


По словам Евгения Красова, на Ставрополье владельцы «проблемных» авто объединились и написали обращения в различные инстанции. Свои подписи поставила тысяча человек. Пока решается этот непростой вопрос, машина мужчины пылится во дворе. Автовладелец признаётся, что на фоне других его семье ещё повезло: на выручку приходит старенькая служебная легковушка.


«Среди нас [владельцев машин с армянскими регистрационными знаками. — Прим. ред.] много многодетных семей. Некоторые брали машину для перевозок людей, для работы. Есть ещё и фермеры. То есть сейчас все они остались без работы», — комментирует собеседник.


На сторону водителей проблемных авто встал депутат краевой думы Николай Новопашин. Он считает, что необходимо найти выход, который будет разумным как для людей, так и для государства.



«Я изучил весь опыт. Самый правильный и щадящий — в Казахстане. Там всем владельцам машин с армянскими номерами выдали жёлтые номера без растаможки, а также переписали все эти автомобили. При получении жёлтых номеров люди заплатили транспортный налог. Сейчас собственники подобных авто платят штрафы по камерам, и никаких проблем нет», — поделился парламентарий.


От также добавил, что предложения от краевой думы направили в федеральный центр.


«Считаю, пока Судом Евразийского экономического союза этот вопрос решён не будет, пока не определили, чья таможня допустила ошибку и кто понесет ответственность за финансовые потери в казне, вешать это бремя на людей недопустимо», — пишет Николай Новопашин в своём Telegram-канале.


 


Позиция ГИБДД и таможни сейчас


В краевой Госавтоинспекции пояснили, что автомобили из Армении считаются зарегистрированными в странах-участницах Евразийского экономического союза. На них в полном объёме распространяется требование по постановке на учёт в течение десяти дней после ввоза на территорию России.

Исключения делаются только для авто, которые будут ездить по стране менее года, или же участвующих в «международном движении». В последнем подразумевается, что собственник не гражданин РФ. В иных случаях постановка на учёт обязательна.

 

«Ввоз и использование на территории Российской Федерации таких автомобилей гражданами России допускается только при условии их таможенного декларирования и уплаты соответствующих налогов и пошлин», — сообщили в краевом ГИБДД.


Сложившуюся ситуацию объяснил адвокат Игорь Усков.


«Был договор, что машины Армении могут бессрочно ездить в России без уплаты таможенных пошлин. В то время как другим автомобилям разрешено не больше полугода. Если они не выезжают, то они попадают под таможенные процедуры и на них начисляются сборы. Естественно, народ поехал массово покупать машины, так как в Армении низкие пошлины», — пояснил юрист.

 

Позиции ГИБДД придерживаются и таможенные органы.


 

Хотели как лучше


Некоторые отчаявшиеся ставропольцы обратились за помощью в одну из фирм, которая пообещала помочь владельцам авто с армянскими номерами. Номер конторы появился в группе, где водители регулярно обмениваются информацией о своей беде.

В фирме поручились заказать для пострадавших так называемый инвоис. Этот документ — общее наименование счёта на оплату, который предоставляет экспортер импортеру.


«В группу кинули номер телефона. Якобы ребята помогают «дорастаможить» автомобиль. За восемь тысяч рублей они заказывают INVOICE. И если он приходит положительный, то с этим документом они помогают идти в нашу таможню «дорастамаживать» и получать российские номера», — пояснила жительница Ставрополя Алёна.


Однако, по словам девушки, ей и другим обратившимся пришёл отрицательный инвоис.



«Мы уже общались не с одним человеком, всем приходит отрицательный. Я обратилась в организацию, попросила предоставить номер запроса… Мы сами делали бесплатный запрос в Армению. Нам пришёл ответ, что за такую-то сумму машина была растаможена (в самой Армении. — Прим. ред.). А у них — абсолютно другие цифры. Откуда они их взяли — непонятно», — рассказала автолюбительница.


Алёна с супругом написали заявление на возврат денег, так как их не устроило качество предоставленных услуг. В ответ пара получила отказ, а после требований объяснений столкнулась с хамством со стороны руководства конторы.

Услугами организации воспользовалась также Екатерина с мужем. Девушка пояснила, что ответ на запрос им предоставили на армянском языке. Выяснить у фирмы, куда именно отправили документ, так и не удалось.


«На вопрос, куда именно вы посылаете запросы, нам сказали, что они отправляют их в несколько организаций. Сделать это самостоятельно мы якобы не сможем. В итоге ответа на наш вопрос от них так и не было», — рассказала собеседница.



Автолюбители считают, что они стали жертвами обмана. Якобы контора наживается на людях, которые пострадали от перемены таможенного законодательства и попали в безвыходную ситуацию.

Редакция «Победы26» связалась с гендиректором указанной фирмы. Пояснить оперативно в телефонном режиме, что такое инвойс и как он помогает «дорастамаживать» машины, собеседник не смог. В ответ он предложил направить письменные претензии по почте.


Без вины виноватые


Владельцы проблемных машин со Ставрополья не опускают руки и пытаются отстоять свои права. Объединившись, они даже записали видеообращение президенту Владимиру Путину.

Собственники машин из Армении просят главу государства обратить пристальное внимание на сложившуюся ситуацию и помочь в ней разобраться.


«Мы за честное решение данной ситуации. Мы хотим решить таким образом, чтобы всё было по справедливости, а не так, как происходит сейчас», — сказал один из водителей.


Однако пока вопрос с армянскими машинами повис в воздухе, их владельцам всё же придётся либо ездить на свой страх и риск, либо поставить своё авто в гараж.

Готово ли Ставрополье к электромобилям? Подробный разбор от экспертов и опыт других регионов Что край будет делать с токсичными аккумуляторами электрокаров? Как Кубани удалось создать сеть зарядных станций? Есть ли опасность, что в ставропольском климате электрокары перестанут работать? Что думает обо всей этой ситуации минпром края? Об этом — в материале ИА «Победа26».
«Октябрьская» революция в Ставрополе: что такое креативная экономика и как она связана со старым синематографом Сейчас «Октябрь» внутри лишь отдаленно напоминает тот кинотеатр, которым он был. Аппараты для попкорна в разобранном виде лежат в фойе, кассы закрыты. В залах сняты кресла и оборудование, а проекционные экраны провисли. Но вскоре всё может измениться.
Ставрополье в эпоху климатических перемен: откуда взялись аномальные снегопады зимой и пыльные бури летом Правда ли, что в Изобильном всегда теплее, чем в Ставрополе, и почему? Как будет меняться в ближайшие 5-10 лет погода? Почему февральские снегопады и летняя засуха стали для края тревожным звоночком? Грозит ли миру новый ледниковый период, при чём тут замерзающая Северная Америка и локдаун? Об этом — в материале ИА «Победа26».
Почему в январе жители Ставрополья реже жаловались на проблемы и выше оценивали работу местных властей Отдых в первые дни нового года помог ставропольцам если не забыть о своих проблемах, то на время отложить их в сторону. Число жалоб в социальных сетях заметно снизилось, а органы власти получили более высокие оценки, чем в декабре.
Будущее задерживается: почему в Ставропольском крае так мало электромобилей? Почему малочисленные владельцы электрокаров оказались в замкнутом круге, а зарядными станциями не хотят пользоваться даже бесплатно? Какие преимущества имеет электрокар перед обычными авто и сколько удаётся экономить владельцам — в материале ИА «Победа26».
Может ли кот ответить за долги хозяина? Главный пристав Ставрополья рассказала о самых необычных арестах Какие предметы могут арестовать за задолженности, а какие — нет? Запрет на использование какого имущества чаще всего становится главным стимулом погасить задолженность? Почему хуже всего должникам-ипотечникам? Подробности — в материале ИА «Победа26».
Ставропольца пригласили в Сколково за разработку космического устройства. Очерк про мальчика, который смог Как внезапная слава повлияла на жизнь ставропольского десятиклассника Андрея Пронина и как он планирует отреагировать на предложение о работе в компании, создающей космические спутники, читайте в нашем очерке.
Январский рейтинг активности ставропольских мэров в Instagram: новые лидеры и старые проблемы Активность большинства глав муниципалитетов Ставрополья в Instagram заметно упала в январе 2021 года. Во многом это обусловлено новогодними каникулами. Но время, которое одни тратят на отдых, другие посвящают тому, чтобы вырваться вперёд.
Топ-5 самых странных наблюдений о Ставрополе по версии иностранцев В вузах краевой столицы обучается много студентов, которые приехали из других стран. Молодые люди поделились с «Победой26» своими наблюдениями о том, какие привычные для ставропольцев вещи и ситуации им показались необычными или вызывающими сложности.
Можно ли застраховаться от ковида и получить выплату при заражении? Объясняют ставропольские эксперты С начала пандемии в страховых компаниях появилась новая программа. Желающим предлагают оформить страховку от Covid-19. Как это работает? Реально ли получить выплату в случае заражения? Если да — то на каких условиях? Подробности — в материале ИА «Победа26».
На Ставрополье составили топ-5 самых популярных машин. Кто и почему их покупает? Самой продаваемой маркой на Ставрополье в 2020 году стала Lada. Помимо российского автопрома, в числе популярных также числятся три иномарки.
Приручить январскую повестку: почему не все ставропольские мэры одинаково известны Аналитический центр «Рейтинг.Победа26» выяснил, что писали средства массовой информации о работе глав администраций региона и как их пресс-службы смогли выстроить информационную политику в январе.