Тема дня: Главное о COVID-19 в Ставропольском крае

Продать нельзя оставить: что происходит с машинами из Армении на Ставрополье

29.09.2020, 13:08 Ставропольский край
В крае, как и в других регионах России, с июля 2020 года останавливают автомобили с зарубежными регистрационными знаками. Говорят о случаях, когда владельцев не только штрафуют, но изымают у них транспортные средства. Откуда взялись проблемы — в материале ИА «Победа26».

В Ставропольском крае около 10-11 тысяч машин с номерами из Армении, подсчитали члены инициативной группы. Активисты борются за сохранение транспортных средств у их владельцев путём жалоб в разные инстанции.

Взгляды людей на происходящее разделились. Некоторые считают «травлю» собственников авто из Армении оправданной. Якобы люди специально приобретали иномарки в соседнем государстве, чтобы не платить штрафы по камерам и транспортный налог в России. Другие недоумевают, поскольку в течение нескольких лет такие легковушки и грузовики ездили по стране без каких-либо проволочек со стороны государства.



Откуда появилась проблема


В 2020 году Армения присоединилась к Евразийскому экономическому союзу. Формально она состояла там с 2014 года, но с рядом исключений. Одно из них — невысокий размер таможенных пошлин на ввоз автомобилей: в разы дешевле, чем в России. Теперь же эти величины уравнялись.

Было и второе, указывают владельцы. С 2018 года россияне могли привезти в свою страну авто с армянскими номерами без «растаможки» и документов на временный ввоз. Ездить разрешалось без ограничений по сроку пребывания, объясняют собственники. Для покупки нужна была прописка в Армении. В казну этой же страны платили транспортный налог.

Ситуация поменялась в 2020 году. В числе тех, кто оказался в «ловушке», — житель краевой столицы Евгений Красов. За машиной мужчина ездил в Армению самостоятельно. Перед этим изучал законность данного вопроса, знакомился с информацией от таможенных органов.


«Я изучал этот вопрос, так как были опасения. Когда увидел официальные ответы таможенных органов, что «да, можно» и «всё законно», сомнения развеялись. Но, как оказалось, мы были введены в заблуждение ответами таможни. Если были бы адекватные ответы, люди не поехали бы туда», — рассказал Евгений Красов.

 


За что и почему платят владельцы авто с армянскими номерами


Штрафы выписывают по двум административным статьям. Первая — за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке. Вторая — за отсутствие документов на авто, предусмотренных таможенным союзом. Правда, тут появилось противоречие. Согласно постановлению Правительства РФ, на автомобили, зарегистрированные на территории стран-участниц ЕАЭС, действует исключение. Регистрировать их в России не нужно даже при сроке использования более полугода.

Однако в этом году внесли поправки в «Договор о присоединении Армении к ЕАЭС». Там сказано, что распоряжаться зарегистрированным в Армении авто могут или граждане этой страны или лица, постоянно там проживающие.

Также появилась и новая трактовка документа, подписанного в 2014 году. Там говорится, что товары, на которые сохраняются льготные пошлины, должны обращаться только в пределах Армении и не вывозиться за ее пределы. Владельцы проблемных машин сетуют, что в течение предыдущих лет на это не обращали внимания.

 

 

В течение почти трёх лет не требовалось декларировать свои транспортные средства, указывают ставропольцы. Таможня даже не проводила такой процедуры, апеллируя к выпуску авто в свободное обращение через зелёный коридор, говорится в жалобе жителей края. Теперь же автоинспекторы требуют доплатить существенную разницу в «растаможке», зарегистрировать машины. Таможня же в это время «отмалчивается», сетуют автолюбители. Они задаются вопросом, почему требования не звучали раньше, пока они якобы нарушали закон.




Чтобы поставить авто на учёт, необходимо взять ПТС в таможенной службе. После этого владелец получит свидетельство о регистрации, на законных основаниях сможет передвигаться по стране, объяснил начальник отдела по исполнению административного законодательства ГИБДД по Ставропольскому краю Андрей Булгаков.
Проблема заключается в том, что оформление может обойтись вдвое дороже стоимости машины. При этом снять её с учёта в Армении невозможно, поскольку границы временно закрыты из-за пандемии. Таким образом, ставропольские водители оказались в безвыходном положении.


«Среди нас много многодетных семей»


По словам Евгения Красова, на Ставрополье владельцы «проблемных» авто объединились и написали обращения в различные инстанции. Свои подписи поставила тысяча человек. Пока решается этот непростой вопрос, машина мужчины пылится во дворе. Автовладелец признаётся, что на фоне других его семье ещё повезло: на выручку приходит старенькая служебная легковушка.


«Среди нас [владельцев машин с армянскими регистрационными знаками. — Прим. ред.] много многодетных семей. Некоторые брали машину для перевозок людей, для работы. Есть ещё и фермеры. То есть сейчас все они остались без работы», — комментирует собеседник.


На сторону водителей проблемных авто встал депутат краевой думы Николай Новопашин. Он считает, что необходимо найти выход, который будет разумным как для людей, так и для государства.



«Я изучил весь опыт. Самый правильный и щадящий — в Казахстане. Там всем владельцам машин с армянскими номерами выдали жёлтые номера без растаможки, а также переписали все эти автомобили. При получении жёлтых номеров люди заплатили транспортный налог. Сейчас собственники подобных авто платят штрафы по камерам, и никаких проблем нет», — поделился парламентарий.


От также добавил, что предложения от краевой думы направили в федеральный центр.


«Считаю, пока Судом Евразийского экономического союза этот вопрос решён не будет, пока не определили, чья таможня допустила ошибку и кто понесет ответственность за финансовые потери в казне, вешать это бремя на людей недопустимо», — пишет Николай Новопашин в своём Telegram-канале.


 


Позиция ГИБДД и таможни сейчас


В краевой Госавтоинспекции пояснили, что автомобили из Армении считаются зарегистрированными в странах-участницах Евразийского экономического союза. На них в полном объёме распространяется требование по постановке на учёт в течение десяти дней после ввоза на территорию России.

Исключения делаются только для авто, которые будут ездить по стране менее года, или же участвующих в «международном движении». В последнем подразумевается, что собственник не гражданин РФ. В иных случаях постановка на учёт обязательна.

 

«Ввоз и использование на территории Российской Федерации таких автомобилей гражданами России допускается только при условии их таможенного декларирования и уплаты соответствующих налогов и пошлин», — сообщили в краевом ГИБДД.


Сложившуюся ситуацию объяснил адвокат Игорь Усков.


«Был договор, что машины Армении могут бессрочно ездить в России без уплаты таможенных пошлин. В то время как другим автомобилям разрешено не больше полугода. Если они не выезжают, то они попадают под таможенные процедуры и на них начисляются сборы. Естественно, народ поехал массово покупать машины, так как в Армении низкие пошлины», — пояснил юрист.

 

Позиции ГИБДД придерживаются и таможенные органы.


 

Хотели как лучше


Некоторые отчаявшиеся ставропольцы обратились за помощью в одну из фирм, которая пообещала помочь владельцам авто с армянскими номерами. Номер конторы появился в группе, где водители регулярно обмениваются информацией о своей беде.

В фирме поручились заказать для пострадавших так называемый инвоис. Этот документ — общее наименование счёта на оплату, который предоставляет экспортер импортеру.


«В группу кинули номер телефона. Якобы ребята помогают «дорастаможить» автомобиль. За восемь тысяч рублей они заказывают INVOICE. И если он приходит положительный, то с этим документом они помогают идти в нашу таможню «дорастамаживать» и получать российские номера», — пояснила жительница Ставрополя Алёна.


Однако, по словам девушки, ей и другим обратившимся пришёл отрицательный инвоис.



«Мы уже общались не с одним человеком, всем приходит отрицательный. Я обратилась в организацию, попросила предоставить номер запроса… Мы сами делали бесплатный запрос в Армению. Нам пришёл ответ, что за такую-то сумму машина была растаможена (в самой Армении. — Прим. ред.). А у них — абсолютно другие цифры. Откуда они их взяли — непонятно», — рассказала автолюбительница.


Алёна с супругом написали заявление на возврат денег, так как их не устроило качество предоставленных услуг. В ответ пара получила отказ, а после требований объяснений столкнулась с хамством со стороны руководства конторы.

Услугами организации воспользовалась также Екатерина с мужем. Девушка пояснила, что ответ на запрос им предоставили на армянском языке. Выяснить у фирмы, куда именно отправили документ, так и не удалось.


«На вопрос, куда именно вы посылаете запросы, нам сказали, что они отправляют их в несколько организаций. Сделать это самостоятельно мы якобы не сможем. В итоге ответа на наш вопрос от них так и не было», — рассказала собеседница.



Автолюбители считают, что они стали жертвами обмана. Якобы контора наживается на людях, которые пострадали от перемены таможенного законодательства и попали в безвыходную ситуацию.

Редакция «Победы26» связалась с гендиректором указанной фирмы. Пояснить оперативно в телефонном режиме, что такое инвойс и как он помогает «дорастамаживать» машины, собеседник не смог. В ответ он предложил направить письменные претензии по почте.


Без вины виноватые


Владельцы проблемных машин со Ставрополья не опускают руки и пытаются отстоять свои права. Объединившись, они даже записали видеообращение президенту Владимиру Путину.

Собственники машин из Армении просят главу государства обратить пристальное внимание на сложившуюся ситуацию и помочь в ней разобраться.


«Мы за честное решение данной ситуации. Мы хотим решить таким образом, чтобы всё было по справедливости, а не так, как происходит сейчас», — сказал один из водителей.


Однако пока вопрос с армянскими машинами повис в воздухе, их владельцам всё же придётся либо ездить на свой страх и риск, либо поставить своё авто в гараж.

Социальный дом в Минводах: как живут люди, которых не существует по документам Приют в посёлке Кумском Минераловодского округа действует без малого 15 лет. Всё началось с поддержки беженки из Афганистана, после чего молва о прибежище для нуждающихся разнеслась по округе через сарафанное радио. Теперь здесь 85 постояльцев. Волонтёр Кристина Багандова рассказала ИА «Победа26» о том, как удаётся спасать бездомных без какого-либо содействия со стороны муниципалитета.
Власти большинства муниципалитетов Ставрополья просели в оценках от местных жителей в сентябре Аналитический центр «Рейтинг.Победа26» провёл опрос среди жителей округов и районов Ставропольского края. Им предложили оценить деятельность местных органов власти.
ТОП-5 самых несуразных зданий Ставрополя по версии урбаниста Современная архитектура в России порой оставляет желать лучшего. Но даже среди одинаковых безликих коробок, облицованных вентфасадом, иногда попадаются неординарные. Глядя на них, возникает вопрос: «Кто и зачем это построил?».
Итальянцы в окрестностях Ессентуков и шотландцы в Иноземцево: как осваивалось Ставрополье О том, кто и почему приезжал на территорию края чуть больше 200 лет назад – в материале «Победы26».
Доедут ли инновационные трамваи до Пятигорска В 2020 году предприятие со 117-летней историей столкнулось с серьёзными проблемами. Это и большие долги, и нехватка кадров, и необходимость пополнения подвижного состава. Откуда придёт помощь, и планируется ли обещанная ранее модернизация, читайте в материале «Победы26».
В Ставрополе открылись кинотеатры. Это грустно или весело? Новость о снятии ограничений на фоне роста статистики по коронавирусу может удивить разве что тех, кто не ходит по магазинам и не пользуется общественным транспортом. На фоне любой забитой маршрутки кинотеатры со всеми их мерами предосторожности могут считаться образцово стерильным местом. Корреспондент ИА «Победа26» сходил в воскресенье в крупнейшее подобное заведение города, чтобы проверить на практике, как всё работает.
Добрая история про священника из Ставрополя, который учит детей мастерить сундуки и подсвечники В небольшом одноэтажном здании, где раньше располагался магазин, каждый вечер кипит работа. То и дело оттуда доносится звук дерева, которое обрабатывают инструментами. Над входом красуется вывеска «Тектон». Здесь дети постигают искусство работы с деревом.
На чьей стороне правда: законно ли ставят колоннаду перед кукольным театром в Ставрополе Театр кукол на проспекте Октябрьской революции недавно восстановили. Помимо реконструкции самого здания, запланирована установка новой входной группы в виде колон. Инициатива вызвала массу споров. Откуда взялось негодование - в материале ИА «Победа26».
Пандемия повлияла на число жалоб ставропольцев в соцсетях. Оно падает несколько месяцев подряд Мониторинг системы «Инцидент-менеджмент» показал, что в сентябре претензионная активность в регионе вновь снизилась.
Мэры-блогеры на драйве: как главы муниципалитетов Ставрополья выжимают максимум из Instagram В сентябре активность руководителей муниципалитетов Ставрополья в социальных сетях резко выросла. Что стало тому причиной — в материале ИА «Победа26».
Подборка самых частых афер в интернете: как обманывают ставропольцев Как не попасться на удочку мошенников и сохранить деньги, рассказали в управлении МВД России по Ставрополю.
Климат на Ставрополье меняется. Учёные назвали два возможных сценария Что происходит с погодой в Ставропольском крае, откуда берутся неблагоприятные природные явления и при чём здесь глобальное потепление — в материале «Победы26».