чт, 25 апр.
07:46
Ставрополь
+11 °С, ясно
Эксклюзивы

Социальный дом в Минводах: как живут люди, которых не существует по документам

31 октября 2020, 08:12Статьи
Фото:

Приют в посёлке Кумском Минераловодского округа действует без малого 15 лет. Всё началось с поддержки беженки из Афганистана, после чего молва о прибежище для нуждающихся разнеслась по округе через сарафанное радио. Теперь здесь 85 постояльцев. Волонтёр Кристина Багандова рассказала ИА «Победа26» о том, как удаётся спасать бездомных без какого-либо содействия со стороны муниципалитета.

Кто попадает в приют?
В приюте живут те, у кого нет дома. Кто-то из них оказался обманутым, кто-то по своей вине попал в сложную жизненную ситуацию. Основатель учреждения — Ольга Ширяева. 15 лет назад она приобрела двухэтажный дом площадью в 300 квадратов. Внутри расположены 11 комнат, которые со временем заполнились постояльцами. Некоторые находятся там с самого начала.
«Если бы сделали законный приют, не смогли бы помогать людям. Невозможно принять в приют нуждающихся без пенсий, документов, анализов и так далее. Поэтому Ольга Ширяева открыла ИП», — говорит Кристина Багандова.
Сейчас здесь проживает 85 человек, а государственную пенсию получают только 30. Все постояльцы прибыли из разных уголков России и стран СНГ. Около 70 — нетрудоспособны, остальные помогают ухаживать за инвалидами и лежачими. Ежедневных забот много: кормить, менять памперсы, купать.
«Кого-то нужно кормить из бутылочки, необходимо стирать. 85 комплектов постельного белья — это довольно много. Недавно добровольцы нам подарили стиральную машинку, а также, когда началась пандемия, привозили продуктовые наборы. Волонтёрский ресурсный центр выделял их для нас», — говорит Кристина Багандова.
Приюту помогают только добровольцы и неравнодушные люди, крупных спонсоров нет. Волонтёров, работающих в учреждении на постоянной основе, всего пять. Также этим занимаются дети Ольги Ширяевой.
«Я сделала страничку в Instagram и продвигаю её. Я пишу о прибавлении или убавлении людей, ищу родственников, восстанавливаю связи. Освещаю жизнь приюта», — добавила волонтёр.
Кристина Багандова отметила, что очень слабо идёт взаимодействие с поликлиникой в плане восстановления инвалидности. Чтобы это сделать, нужно получить паспорт и пройти процедуры. Наладить такое сотрудничество очень важно, потому что в приюте есть больные, которым требуются жизненно необходимые дорогие лекарства. Например, недавно одна из проживающих скончалась от обструктивной болезни лёгких. Препараты для лечения этой патологии стоят около 500 рублей, их хватало на 3-4 дня, рассказала девушка.
Откуда ждать помощи
«Мы неоднократно заявляли о себе, записывались на приём к главе Минераловодского округа Сергею Перцеву. Последний раз запись была в мае 2020 года, однако нас так и не вызвали и до сих пор ничего не ответили», — сообщила Кристина Багандова.
В администрации Минвод ИА «Победа26» сообщили, что глава округа Сергей Перцев приостановил приём граждан в апреле 2020 года. Причина кроется в осложнении эпидемиологической обстановки.
«Что касается поддержки приюта, то со стороны управления труда и соцзащиты осуществляется мера социальной поддержки индивидуально лицам, которые зарегистрированы на территории округа в качестве получателей», — добавил специалист мэрии.
Также в администрации уточнили, что этим приютом местные власти не занимаются.
Немногочисленные добровольцы помогают приюту со сбором вещей, покупкой продуктов. Но этого недостаточно. В основном всё приобретается за счёт пенсий тех постояльцев, которые имеют на неё право.
Также заведению нужно платить налоги, потому что вид деятельности ИП — оказание социальных услуг с правом проживания. Недавно приюту выдали предписание о пожарной безопасности.
«В документе было 29 пунктов. Мы сократили деньги на питание и потратили их на установку дополнительной пожарной лестницы и оборудования», — говорит волонтёр.
Почему это важно
Принять людей с улицы часто просит полиция или больница.
«Увидели на улице бездомного человека, а уже холодно — привозят к нам. Мы, естественно, никому не отказываем», — пояснила Кристина.
Уголовный розыск помогает приюту в установлении личностей людей. Данные обо всех поступивших поступают в полицию Минераловодского округа. Если в базе нет совпадений, то сотрудники снимают отпечатки пальцев, чтобы понять, в розыске человек или нет. Также есть возможность узнать, был ли раньше у гражданина паспорт, а после этого начинать восстановление документов.
Сейчас Кристина Багандова занимается подготовкой заявки на президентский грант. Суть проекта — в оказании помощи для разных категорий граждан, в первую очередь юридической. Самый сложный момент — установить личность человека. Большинство новоприбывших постояльцев ничего не помнят и не могут сообщить, где находились в момент утери документов. Без подтверждения местонахождения им невозможно сделать паспорт.
«У нас есть Владимир Труфанов, который проживает в приюте с самого открытия. Мы не можем сделать ему документы и пенсию. Мужчине уже 85 лет. Сам он родился в Архангельске, долгое время работал в Санкт-Петербурге — служил в пожарной части. Все эти данные есть, однако никто не может доказать, в каком городе он находился в 1992 году, при переделе РСФСР в Российскую Федерацию. Необходимо предоставить свидетелей и подтвердить, что он был в России. В УФМС нам не верят, вдруг он был в Белоруссии или в Украине. Если это так, то ему нужно гражданство и так далее. Сплошная бюрократия. У него нет никаких подтверждений, что в это время он находился в России. Его данные находятся в пятигорском УФМС, но там никак не реагируют», — рассказала Кристина Багандова.
Недавно волонтёры прошли обучение по канадской программе. Там они получили навыки пристраивать людей в семьи. Это значит, что кто-то может забрать человека с пенсией или без. Чаще всего в новый дом уезжают лежачие больные, потому что их нельзя заставить работать или как-то использовать в корыстных целях.
«Мы пытаемся социализировать жизнь человека. Если у него нет родственников, или от него отказались, ему нужно помочь, чтобы он не ушёл на улицу. Там он может начать совершать преступления, искать деньги на выпивку или наркотики. Таким образом, снимается социальная напряжённость в населённом пункте. Люди не сидят на улице и не просят подаяние. Судьба всех бывших постояльцев отслеживается. Как минимум раз в месяц ездим по семьям. Эти люди дееспособные, они могут рассказать, как им живётся. Пока никаких инцидентов не было, они согласны проживать в новых домах и становятся членами семьи», — пояснила Кристина Багандова. 
 
Фото предоставила волонтёр Кристина Багандова