сб, 27 апр.
20:05
Ставрополь
+18 °С, ясно
Эксклюзивы

Ставропольские эксперты спрогнозировали, рухнет ли экономика в 2021 году

2 января 2021, 08:00Статьи
Фото:

Российские и зарубежные экономисты говорят о том, что надвигается глобальный мировой кризис. Он станет главным последствием пандемии коронавируса. Насколько правдивы эти прогнозы, и придётся ли ставропольцам потуже затянуть пояса — выясняла «Победа26».

Будет ли обвал экономики, тотальная безработица и повышение цен? По словам доктора экономических наук, профессора Александра Гладилина, мировой кризис происходит каждые 10-12 лет.
«О глобальном кризисе говорить нельзя, сейчас он не системный, а вялотекущий. Произошла финансиализация экономики. Каждые 10-12 лет происходит рассогласование между количеством денег и количеством товаров. Кризис будет, но другое дело, какой силы и в каких сферах он образуется», — говорит профессор.
По мнению доктора экономических наук, профессора Алексея Бобрышева, экономика циклична. Каждый новый виток роста происходит благодаря предыдущему кризису.
«Экономика очищается, слабые умирают, сильные остаются и развиваются. Сейчас уникальное время, потому что мы оттягиваем глобальный кризис, хотя стоим на его пороге. Когда долгов больше, чем заработано, это ненормально. Даже при высоком уровне жизни, который стал таким посредством новых долгов. Когда-то пузырь лопнет, это однозначно должно прекратиться. Вопрос - как это произойдёт. Все глобальные кризисы раньше решались мировыми войнами, сейчас это невозможно в силу развития средств уничтожения. Какой способ придумают, чтобы списать эти долги, неизвестно», — уверен Бобрышев.
Пандемия как причина обвала экономики
По мнению экспертов, сейчас много негативных факторов для экономики. Один из них — коронавирус, а точнее — локдаун. Он серьёзно ослабил мировые финансовые системы. 
По словам Алексея Бобрышева, ещё одной волны тотальных ограничений не выдержит экономика ни одной страны. Полный стоп ещё сильней увеличит безработицу и практически уничтожит малый бизнес. Сейчас всё зависит от вакцинации.
«В этом году выросла экономика только у Китая, все остальные ушли в минус. В следующем году прогнозируется, что экономики всех стран уйдут в плюс, в том числе и российская. Но прогноз корректируется в сторону уменьшения. Условно, если Китай вырос на 5-7 процентов, то по остальным прогноз чуть снижают.На финансовых рынках Россия уже отыграла падение прошлого года. Если посмотреть основные фондовые индексы S&P 500 и DJIA, то они уже выше, чем были до пандемии. Однако негативные тенденции всё равно скажутся, и будут давить», — говорит Алексей Бобрышев.
Эксперт указал, что из-за пандемии «мы видим что-то новое в экономических процессах». Несколько дней назад было принято решение о регулировании цен на некоторые продукты, что несвойственно для рыночной экономики.
«Мера непопулярная, но в нынешних условиях для потребителя — полезная. В 90-е годы об этом не могло быть и речи. Вообще, для экономики это не нормально. Если где-то прикручивают, с другой стороны может «выбить болты». Всё должно быть сбалансировано, поэтому «ручное управление» положительно не скажется на рыночной экономике», — пояснил Алексей Бобрышев.
По словам эксперта, ключевой момент в макроэкономике — это восстановление платёжеспособности населения. Экономика будет хорошо развиваться, если у людей будут деньги.
Рост цен
Доходы населения в этом году упали, и совокупный спрос из-за этого сильно пострадал. Государство пытается исправить ситуацию единоразовыми выплатами, чтобы поддержать людей, говорит Алексей Бобрышев.
«Все страны всячески пытаются стимулировать потребительский спрос, например, раздачей денег. В Америке говорили, что если понадобится, то начнут разбрасывать деньги с вертолётов. Это попытка поддержать внутренний спрос, чтобы у людей были деньги. Тогда они пойдут в магазины и поддержат экономику. Соответственно, будет меньше безработицы, и цикл запустится. Но у нас такие институты не очень хорошо развиты. Лучше, чтобы спрос восстановился естественным путём. Для этого должно пройти немало времени. В 2021 году в каких-то секторах доходы вырастут, где-то упадут», — отметил Алексей Бобрышев. 
По мнению Александра Гладилина, подорожание тарифов ЖКХ и продуктов в 2021 году не будет высоким. Государство постарается сдержать этот процесс, урегулировать. В основном цены повысили, чтобы привязать к мировому рынку.
«Цены на ЖКХ не решатся увеличивать больше, чем обещали. Что касается уровня бедности, он у нас даже выше, чем оценил Всемирный банк. По его прогнозам в 2021 году уровень поднимется до 14 процентов, а у нас сейчас по реальным оценкам 16-18. Что касается продуктов, то на западе производитель сам назначает цену. Здесь же перекупщики увеличивают стоимость на товары в 200-300 раз. В основном теперь сети накручивают цены, а на них управы нет. Их плохо контролируют антимонопольщики», — говорит Гладилин. 
Промышленность и сельское хозяйство
Один из главных секторов региона — агропромышленный. Алексей Бобрышев экономика Ставропольского края сильно зависит от сельского хозяйства.
«Здесь будет сказываться природный фактор. Этот год был неудачным для урожая из-за засухи. По количеству влаги в метровом слое почвы прошлый год был самым плохим за последние 15 лет. Мы даже в университете видим, что есть корреляция. В удачный год, когда высокая урожайность, растёт количество коммерческих студентов. То есть они готовы заплатить за обучение сразу за пять лет. В кубанском аграрном то же самое. Мы очень зависим от этого сектора, и в целом, когда хорошая урожайность, в экономике края денег больше, все процессы происходят живее. А когда у аграрников плохой год, страдают все секторы: строительство, торговля, промышленность», — говорит Алексей Бобрышев.
Что касается понижения курса рубля относительно другой валюты, не обязательно, что товары подорожают. Также по мнению эксперта, промышленность зависит от доллара, но повышать цены всегда невозможно, даже если сырьё закупают за рубежом. 
«Цена формируется рынком в соотношении спроса и предложения. Если постоянно повышать цены, исходя из падения рубля, предприятие не будет рентабельным. Его продукцию перестанут покупать. Упадёт спрос, предприятие обанкротится. А главный механизм выхода из кризиса – повышение спроса. Только если люди будут готовы платить много, цены будут расти. Понятно, что мы зависим от доллара, поэтому любое падение курса рубля через какое-то время сказывается на всех товарах. Регулирование цен началось, когда начался их неконтролируемый рост. Если бы был контроль и на финансовых рынках, то многих негативных последствий можно было бы избежать. Пример — поддержка банков, им выделяли деньги — они их инвестировали в валюту. Соответственно стоимость рубля падала, и наступил инфляционный рост», — объяснил Бобрышев.
Бизнес
По словам Алексея Бобрышева, в кризис всегда страдают микропредприятия. Они могут перейти в другой сектор или уйти с рынка. К примеру, турбизнес остановился, но выросли цифровые продажи — доставки, сервисы. Многие предприниматели вовремя переориентировались.
Как считает кандидат экономических наук Юлия Рыбасова, любые глобальные трансформации — это всегда сложно, а в период нестабильности особенно. В 2021-м у бизнеса могут быть серьёзные потрясения.
«Шквал эмоций у предпринимателей вызывает сейчас смена налоговой системы. Окончательно выводят ЕНВД и приходит патентная системы. Когда мы говорим о бизнесе, первое, что волнует — это налоговая нагрузка и меры поддержки. Для бизнеса следующий год будет непростой. Тот сегмент, который просел в 2020-м, частично допросядет и в 2021. Вопрос, насколько общая ситуация с точки зрения помощи, налоговой нагрузки, инфляции, срезонирует и «добьёт» их, либо наоборот вытащит из этой ситуации», — отметила Рыбасова. 
Эксперт отметила, что в торговле продуктами ничего не поменялось. А вот если обратить внимание на туризм, то не нужно быть экспертом, чтобы понять, что в этой отрасли всё довольно плохо.
Нефтезависимость
Этот рынок не монопольный, здесь несколько крупных производителей. По мнению Бобрышева, Россия зависит от цен на нефть, но прямой корреляции нет. А сдерживание стоимости бензина может обернуться нехорошими последствиями.
«В доходах производителей львиную долю занимают налоги, поэтому значительную часть доходов они отдают государству. Падение цен на мировом рынке не всегда ведёт к падению цен на нефтепродукты. В любом случае, рост мировых цен на нефть хорошо сказывается на российском бюджете. Цены на бензин можно урегулировать на какое-то время, но на длительный срок не получится. Мы сейчас сдержим рост цен, а через год они всё наверстают и вырастут на ровном месте», — отметил Бобрышев.
Тренды будущей экономики
Та модель экономики, которая существовала долгие годы, уже исчерпала себя, а новая ещё не сформирована. Долги стран постоянно растут, но это не связано с коронавирусом. «Ковид» как раз способствовал, чтобы этот пузырь сдулся, считает Бобрышев.
Сохранится цифровизация экономики. Сократится цепочка между производителем и потребителем — уйдут посредники. По сути, многие уже перестроились, объяснил эксперт. 
Сейчас основным трендом стала персонализация — упор на индивидуальные потребности. Это распространится на всё — питание, автомобили, услуги и другие товары. Предприниматели должны приспособиться. Тот, кто это не почувствует или не поймает войну, проиграет на рынке.
Сетевой принцип формирования экономики будет усиливаться: когда в компании работают десятки людей из разных городов страны. Этот тренд сохранится даже на уровне управления.
В этой связи появился ещё один тренд на уровне Ставрополья. Развитие концепции города как удалённого IT-кластера.
«На Ставрополье ещё нормально с этим, в других регионах намного хуже. У нас хороший климат, развивается экономика, уровень жизни повыше, чем в центральной России. Там же происходит обезлюдивание, все уезжают в Москву. Появилось много IT-шников, которые работают в столице, а живут в Ставрополе. Тоже новый тренд, его уже администрация увидела. В концепции города есть задача позиционировать себя как город IT-шников. Создавать им благоприятные условия, чтобы они сюда приезжали и здесь жили. Рядом КМВ, недалеко море, горы. Комфортный город, а инфраструктура позволяет работать удалённо. Это тема новая, в стратегии это описано, как один из векторов развития удалённого IT-кластера», — отметил Бобрышев. 
По мнению Бобрышева, пандемия стала катализатором сложившихся трендов. Экономисты прогнозировали, что они бы в любом случае возникли лет через десять. Но случился коронавирус и пришлось быстро перестраиваться. Хорошо это или плохо — покажет время, заключил экономист.