вт, 07 май
09:37
Ставрополь
+10 °С, ясно
Эксклюзивы

У политики нет гендера: почему регионами СКФО управляют в основном мужчины

23 декабря 2020, 20:37Статьи
Фото:

В правительства регионов СКФО практически не входят женщины. Но чем же это обусловлено? Эксперты считают, что тому может быть множество причин: начиная от нежелания самих женщин заниматься политикой до продвижения кандидатов-мужчин такими же мужчинами.

В органах власти редко можно встретить представительниц женского пола. Так, в 85 субъектах РФ только одним управляет женщина. Среди председателей правительств регионов, их заместителей, а также глав министерств республик СКФО и Ставропольского края женщин практически нет: 15 из 159 человек, то есть меньше 10 процентов. В Чеченской республике политическими руководителями выступают исключительно мужчины.
Такой внушительный перевес культуролог, доцент кафедры социальной философии и этнологии, кандидат исторических наук Валерия Нестерова связывает с традициями народов, проживающих на Кавказе.
«Для общества любого типа важны национальные традиции и моральные ценности, и это нормально. В регионах СКФО особенно трепетно относятся к национальным традициям, к устоям общества, сложившимся на протяжении долгого времени и в этом процессе немаловажную роль играет религия. В традициях народов Кавказа до сих пор важным является мнение старейшин, аксакалов, поэтому и отношение к женщинам строится в рамках традиционных представлений», — объяснила культуролог.
Специалист отметила, что традиционные общества народов Кавказа менее подвержены всякого рода изменениям, в том числе в социальных представлениях о роли женщины в обществе.
Однако такая картина характерна и для других регионов России. Об этом рассказала активистка-феминистка Елизавета Лопатина.
«Я думаю, что это повсеместная тенденция. У нас женщин в политике не так уж много, я думаю, что это потому, что бытует такой стереотип, что политика — это не женское дело, и в основном ею должны заниматься мужчины», — считает активистка.
Гендерные стереотипы окружают человека с рождения. В целом, предрассудки помогают упростить жизнь человека: на основе какого-то опыта, зачастую не своего, он делает выводы и обобщает.
«Когда есть вера в устойчивые убеждения, быстрее принимаются решения, меньше тревоги, больше ясности, сразу понятно, где белое, а где чёрное. Северный Кавказ — место, где придерживаются традиционного уклада общества, с иерархией и наделением властью мужчин, у женщин второстепенная роль «тыла». С другой стороны нельзя отрицать влияние народных поверий и суеверий, отчасти основанных на опыте, коротко «Женщина в политике — жди беды». Тут вспоминаются события троянской войны, фраза о бедах еврейского народа из-за женщин. Эти истории передавались из поколения в поколения и подкрепляли веру, в то что женщина в политике — губительное явление. В кризисные моменты для страны, тревоги становиться больше и влияние этих поверий тоже возрастает», — объяснила психолог Елена Шматова.
По словам специалиста, мозг человека всегда неосознанно стремится упростить себе задачу. Вместо того, чтобы оценивать и подробно анализировать каждую отдельную ситуацию, он использует готовые стереотипы. Поэтому предрассудки укрепляются в сознании, а позже их транслируют друг другу, в том числе детям, которые не владеют критическим мышлением достаточного уровня, и принимают на веру то, что говорят им взрослые.
Отсюда рождаются выражения про слабый и сильный пол, убеждения в том, что руководить может только мужчина, а женщина должна сидеть дома и создавать уют. Отсюда и вытекает, что политики и хирурги — как правило мужчины, а хорошие домохозяйки — девушки.
«Женщин считают более тревожными, эмоционально неустойчивыми, принимающими решения основанные на вспышках настроения, мужчины более рассудительны и хладнокровны», — рассказала Елена Шматова.
Этим стереотипам подвержены и сами представительницы «слабого» пола. Воспитанные на уверенности в том, что политика — дело мужское, девушки и сами не хотят этим заниматься.
«И такой стереотип закрепился не только у мужчин, но и у женщин, и женщины просто не идут в эту сферу, считая, что они глупее и что есть какие-то другие сферы, где им лучше себя применить», — говорит блогер Елизавета Лопатина.
С этим согласна и психолог Елена Шматова.
«Вероятность большая, так как очень много сопротивления со стороны общества и, возможно, близкого окружения, и единицы готовы его постоянно преодолевать, доказывая свою профессиональную состоятельность», — отметила специалист.
При этом, проблема вовсе не раздутая: женщин действительно не желают видеть в политике.
«По данным социального опроса в республиках, большинство опрошенных не хотели бы видеть женщин на руководящих постах в региональном управлении, и особенно в масштабах страны — 99 процентов не хотят, чтобы президентом стала женщина. То есть, неготовность общества принимать в эту отрасль женщин велика», — рассказала психолог.
Что дальше?
Постепенно ситуация меняется. Люди привыкают к мысли о равных способностях женщин и мужчин. Также всё чаще семьи уходят от «традиционности» — делят домашние обязанности поровну, убирают запреты и ограничения для женщин, отметают стереотипы, например, о том, что мужчина обязательно должен зарабатывать больше.
«Нельзя не отметить тенденцию к увеличению числа женщин в современном политическом пространстве региона. Это связано, прежде всего, с процессами, идущими ещё с конца 19 века, когда женщина смогла выбрать свой путь социализации и определиться со своей социальной ролью. Путём борьбы за свои права и возможности, женщина стала на одну социальную ступень с мужчиной, что стало приемлемым стереотипом для современного общества», — отметила психолог Елена Шматова.