вс, 08 сент.
02:36
Ставрополь
+13 °С, ясно
Эксклюзивы

Хрупкая и беззащитная: что осталось от советской мозаики в Ставрополе

18 сентября 2020, 14:30Статьи
Фото:

Корреспондентам «Победы26» показали артефакты исчезнувшего государства. Судьба многих из них находится под угрозой, поскольку такие произведения искусства не защищены на законодательном уровне.

Современную мозаику сейчас можно встретить в основном в храмах, однако раньше этот вид искусства пользовался большей популярностью. В Ставрополе такие изображения сохранились на построенных в советское время детских садах и школах, на проходных заводов и даже на фасадах жилых домов.
«О некоторых очень сложно найти информацию. Иногда я кидаю клич, чтобы кто-то сказал: я знаю, это делал мой дед», — говорит блогер Александр Золоторев.
Общественник создал в Instagram целую галерею с фотографиями мозаик, снятых по всему Ставропольскому краю. Блогер рассказывает, что когда-то увлёкся этим занятием во время многочисленных командировок по районам.
«Когда работал в сельском хозяйстве, объездил весь край. У меня было представление, что если на фасаде дома культуры или сельсовета была мозаика и ещё хороший памятник Ленину, то значит, это был колхоз-миллионер», — объяснил Золоторёв во время экскурсии по мозаикам Ставрополя.
В районе улицы Ворошилова сразу два детских сада с мозаиками на фасаде. Они расположены прямо над центральными входами. А ещё мозаичным узором украшены жилые дома между ними. Если не приглядываешься, не обращаешь внимания, а когда замечаешь — удивляешься, как декорировали обычные панельки.
Золотарёв говорит, что мозаики — один из древнейших видов искусства. Его история восходит к четвёртому тысячелетию до нашей эры. Узоры, которые находят на улицах города ставропольцы, конечно, совсем юные, но уже являются частью истории страны и города.
Советская мозаика стала массовой уже после сталинского периода как традиционный способ украшения и популяризации правильных образов. Но некоторые авторы, кажется, «зашивали» гораздо более глубокие смыслы.
Например, напротив 17-й школы на жилом доме находится огромное мозаичное панно. Кого именно оно изображает - можно долго спорить. Одни склоняются к тому, что это Данко (Персонаж третьей части рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль», - Прим. ред.) поднимает над головой сердце, другие уверены, что это Прометей (Один из титанов в древнегреческой мифологии - Прим. ред.) несёт огонь .
Или изображение на здании на пересечении улиц Мира и Пушкина. Произведение последние несколько лет было скрыто под рекламным баннером. Кажется, оно вполне соответствует духу советской идеологии. На нём есть и спутники, и Останкинская башня. Однако девушка с ребёнком в руках в центре не может не напомнить богоматерь. И вокруг её головы почти проглядывается нимб, сделанный из частиц стекла другого оттенка.
Александр Золоторёв рассказывает, что долгое время выяснить авторство противоречивой работы никто не мог. Но однажды сам блогер разглядел в левом нижнем углу едва заметную подпись художника Александра Роженкова.
Удалось выяснить, что мастер - 1925 года рождения. Он воевал в Великой Отечественной войне. Служил связистом, форсировал Одер. Проявил себя как герой, получил несколько боевых наград, в том числе орден Красной Звезды. При этом, как говорит Золоторёв, после войны Роженков нашёл себя в творчестве и был при этом человеком очень скромным, не рассказывал о своих армейских достижениях.
Этот же художник создавал и мозаику на улице Михаила Морозова, изображающую космонавта. Работа также вполне в духе советской идеологической картины, но и тут, говорит Золоторев, есть что-то необычное.
«Там какая-то есть обречённость. Космонавтов часто изображали суперменистыми, а этот завис в пространстве», — говорит блогер.
Недавно горожане заметили, что мозаику похабно испортили. Собственник решил, что прямо на рисунке надо расположить кондиционер. И это стало одним из тревожных звонков. Выяснилось, что целый пласт культуры и истории нашей страны оказался совершенно беззащитен. На законодательном уровне никак не прописаны нормы о сохранении мозаики.
«У нас нет понимания, что это надо сохранять. В Ростовской области, в Краснодарском крае на это выделяют гранты. В Ставрополе мозаика вне закона. Если владелец здания захочет её снести, он её снесёт», — говорит Золоторёв.
Конечно, за некоторые мозаики переживать не приходится. Часть из них находятся внутри зданий. Уникальные изображения есть в ДКиС, в корпусе СКФУ на улице Маршала Жукова и в Доме детского творчества. Они выглядят ухоженными и защищёнными.
Другие работы уже безвозвратно утеряны. Так, уникальную мозаику уничтожили при реконструкции кинотеатра «Салют». Не пережила ремонт и работа на здании на пересечении улиц Дзержинского и проспекта Октябрьской революции: она изображала учёных-химиков.
Есть ещё мозаики, которые стали городскими секретами. Александр показал одну из таких на улице Морозова, в доме №14. Если вплотную подойти к тонированной витрине магазина на фасаде дома и попытаться посмотреть сквозь неё, можно увидеть, что под стеклом спрятано ещё одно произведение искусства. Утрачено ли оно для ставропольцев навсегда - пока не ясно.
«Возьмите свой автомобиль и обклейте его обоями. Будет же смешно? Но почему-то так не делают, все знают, как машина должна выглядеть», — сокрушается Золоторёв.
Блогер объясняет, что именно государство должно проявлять инициативу в сохранении мозаик. У самих собственников зданий, на которых расположены рисунки, не всегда есть такая возможность.
Александр Золоторёв говорит, что собирается написать властям письмо с предложением провести учёт всех мозаик. Возможно, это станет первым шагом к защите в крае целого вида особого искусства.
 
Фото: Эдуард Корниенко