ср, 08 май
05:21
Ставрополь
+11 °С, ясно
Эксклюзивы

Здесь начинается жизнь

Статья

19 сентября 2018, 16:29

Рассказываем, как и с кем работает новый ставропольский перинатальный центр

Перинатальный центр №1открылся в Ставрополе в ноябре 2016 года, но уже получил славу одного из самых передовых медицинских учреждений на Юге страны. Корреспондент «Победа26» выяснил, что делает его особенным, как он работает и что необходимо знать будущим мамам всего края.
Для самых маленьких
Вопрос о том, как попасть в современный перинатальный центр, волнует едва ли не каждую роженицу Ставрополья. Каждая будущая мама мечтает, чтобы о ней и её малыше заботились лучшие врачи. Однако именно этот центр занимается самыми тяжёлыми случаями с новорожденными в крае. Билет в реанимацию не пожелаешь никому.
Новый перинатальный центр относится к медицинским учреждениям третьей группы. Это значит, что там помогают женщинам с высоким риском развития осложнений, а также малышам, которые появились на свет с критически низкой массой тела.
По данным Минздрава региона, ежегодно в Ставропольском крае регистрируется порядка 2000 преждевременных родов, и в новом центре подавляющее большинство женщин родили малышей на 22-34 неделе беременности. При таком сроке ребёнок весит около полкилограмма и буквально может поместиться на ладонях.
Ещё несколько десятилетий назад спасти таких детей было практически невозможно. Только в 2011 году Приказом Министерства здравоохранения РФ было установлено, что преждевременно родившийся плод на 22 неделе весом от 500 грамм может считаться ребёнком, за жизнь которого нужно бороться. И врачи научились творить чудеса.
Мать и дитя
О своей работе в перинатальном центре №1 рассказал врач акушер-гинеколог Александр Куимов. В родовом отделении центра он помогает появиться на свет самым маленьким ставропольцам уже полтора года. По его словам, причин рождения недоношенных детей много. Зачастую, женщины не обращают внимания на своё состояние. Очень сильно на осложнения влияют инфекции мочеполовой системы и аборты в прошлом.
– Любое внутриматочное вмешательство опасно, как бы стерильно оно ни проходило, – уверяет врач, – И новомодное гормональное прерывание беременности также влияет на здоровье.
Благодаря опыту специалистов, преждевременные роды, в большинстве случаев, вполне прогнозируемы. Когда женщина становится на учёт, выявляются определённые группы риска. У каждой из них есть свои особенности наблюдения.
Современная медицина может спасти ребёнка с 22 недель беременности. Это жизнеспособный плод, а не эмбрион. Однако, по словам Куимова, очень часто дети, родившиеся до 28 недель беременности, становятся инвалидами. У них не до конца сформирована дыхательная система и структура головного мозга. На состоянии малыша это крайне редко сказывается бесследно. И даже самые подготовленные врачи бессильны перед природой. Однако они делают всё возможное для того, чтобы подготовить ребёнка к столь раннему появлению на свет.
– Есть очень много нюансов. Например, мы можем подготовить его дыхательную систему. Любой недоношенный ребёнок рождается с синдромом дыхательных расстройств. При помощи гормональных препаратов мы делаем несколько инъекций, чтобы он был способен дышать. Так как у малышей не сформированы лёгкие и центральная нервная система, всё это формируется, ребенок высаживается в специальных боксах с определённой температурой и влажностью, чтобы они чувствовали себя, максимально близко к утробе матери.
Помимо этого, для каждого этапа преждевременных родов существуют определённые протоколы и стандарты, которых должны придерживаться врачи.
– Если роды состоялись до 32-34 недель беременности, то ребёнок нуждается в наблюдении в палате интенсивной терапии. Всё зависит от срока, и неонатологи из нашего центра научились с этим работать. И сейчас, если ребёнок появился на свет после 32-34 недель, то уже можно сказать, что он доношенный.
Многие матери очень боятся, что обезболивающие препараты негативно скажутся на состоянии ребёнка. Однако при сложных и преждевременных родах снимать боль – это необходимость. И Александр Куимов уверяет, что в этом случае страхи беспочвенны.
– Обезболивание не влияет плохо на плод. Скорее наоборот. За счёт него родовая деятельность протекает мягче и это никак не сказывается на состоянии матери и малыша. Анестезия проводится, в первую очередь, в интересах ребёнка, и в центре процент отказов от него крайне низок.
А вот процент выживаемости растёт. В новом перинатальном центре каждый месяц проводятся занятия для персонала, его часто посещают профессора из Москвы, Волгограда, которые читают лекции. Более того, здесь налажена телемедицина, регулярные консультации с врачами из Москвы, Ростова и Астрахани.
– Любая сложная ситуация собирает консилиум. Это происходит ежедневно. С доцентами кафедры, с начмедом, с главным врачом. Все решения принимаются коллегиально, даже вопрос о кесаревом сечении. Врач не может принимать решения в одиночку. Цена очень высока, чем больше людей и мнений, тем лучше.
Кстати, по словам Куимова, операция кесарева сечения всегда намного хуже, чем нормальные роды. Даже у кесарённых детей с хорошим весом бывают проблемы с дыханием и освоением пищи.
– Сама техника операции кесарева сечения происходит так, что мы пытаемся максимально имитировать рождение ребёнка и прохождение его через родовые пути.
Конечно, медицина на месте не стоит. Но в практике опытного врача, который работает со сложными родами, часто попадаются неоднозначные ситуации, требующие принятия незамедлительных решений. И на вопрос: «Что важнее, жизнь матери или ребёнка?» врач Александр Куимов даёт чёткий ответ.
– Обе. Уже отошли времена, когда учителя рассказывали нам о том, что в приоритете была жизнь женщины, которая родит ещё. Сейчас нужно спасти двух человек. Но бывают случаи разные. Врачи не боги, часто приходится принимать сложные решения.
Я в группе риска. Как попасть в перинатальный центр?
По каким-то причинам у жителей Ставрополя сложилось мнение, что в новый перинатальный центр попадает только городская элита. Это далеко не так. Если вопрос поставлен ребром и наблюдение квалифицированных специалистов действительно необходимо, то помощь окажут практически любой нуждающейся.
Акушер-гинеколог Куимов рассказал о том, что часто к ним переводят и ставят на учёт с высокой степенью риска женщин из других клиник. Также в медучреждении каждый день проходит мониторинг и телекоммуникация по всем районам. Случаи обсуждаются и принимаются необходимые меры. Кроме того, сами пациентки приезжают на консультацию в центр для наблюдения в условиях стационара.
Согласно информации, которую предоставил региональный Минздрав, беременных женщин с тяжёлой патологией и осложнениями в региональной столице разделяют. Так пациенток из районов восточной зоны Ставропольского края обычно направляют в новый перинатальный центр. Жительниц остальных территорий региона и самого Ставрополя чаще направляются в другой центр.
А вот сам порядок направления ставропольчанок в новый центр зависит от показаний к госпитализации. Если вам нужно попасть именно в это учреждение в плановом порядке, то следует обратиться в женскую консультацию и получить направление от акушера-гинеколога, у которого вы наблюдаетесь. Врач определит риск развития осложнений беременности и показания. Если это необходимо, вам дадут направление в новый перинатальный центр.
Но что делать, если вас придётся госпитализировать немедленно? В таком случае, направление в новый центр не потребуется.
Новые люди
Перинатальный центр №1 в Ставрополе появился очень вовремя. Статистика говорит сама за себя: в прошлом году число женщин с преждевременными родами резко увеличилось. Тогда же в центре состоялось 2811 родов, врачи помогли появиться на свет 2911 малышам, из которых 493 были недоношенными. Больше тысячи детей пролечено на втором этапе выхаживания.
В этом году только к сентябрю в медучреждении 2122 женщин родили 2217 новых людей, из которых 457 появились на свет раньше срока. О том, сколько поколений появится на Ставрополье благодаря врачам центра, можно только догадываться.
Полина Сидоркова.
Иллюстрации Полины Тарасевич.