

Здесь смогли объединить мелкосерийную инженерию и боевой опыт. В пресс-службе Южного военного округа сообщили, что научно-производственный центр сейчас выпускает квадрокоптеры, БПЛА самолётного типа и комплектующие — контроллеры, приёмники, передатчики и бесколлекторные моторы. Мощности позволяют изготавливать тысячи изделий в месяц, возможно даже увеличение выпуска квадрокоптеров до 10 тыс. в месяц.
В пресс-службе ЮВО подчёркивают, что аппараты на 80% состоят из комплектующих отечественного производства, способны преодолевать дистанции до 40 км и нести полезную нагрузку до 9 кг — возможность, которая расширяет спектр задач от разведки до поражения целей.
Ключевая технологическая особенность — помехозащищённая двухчастотная связь и двойной видеосигнал. Это означает, что при глушении одной частоты дрон автоматически переключается на вторую и сохраняет связь с оператором.


«Это наша совместная разработка с институтами, которая позволяет противодействовать РЭБ. Это двухчастотная связь: если одна линия связи глушится, вторая автоматически подключается. Так как у нас есть возможность производить компоненты, мы разработали отдельный компонент, который это позволяет сделать»,
— сказал заместитель директора центра с позывным Кристо.
Выпускаются разные по размеру и назначению машины — от пятидюймовых разведчиков с камерой высокого разрешения до больших аппаратов с подвесом и системой «Ардупилот».
«Дроны обладают хорошей маневренностью, надежностью и хорошо зарекомендовали себя. Скорость достигает порядка 120 км/ч. Бесшумные, имеют разную грузоподъёмность и сделаны под разные задачи. Мы стараемся собирать их так, чтобы бойцы могли сразу использовать их „из коробки“, максимально быстро»,
— добавил Кристо.


Производство в центре — комплексный цикл. Оператор станка с позывным Икратус описывает процесс пайки и сборки плат:
«Здесь мы устанавливаем заготовку нашей платы, на которую наносится специальная термопаста. Затем вставляем её в аппарат, и он выставляет наши компоненты на нужные места. Примерно через 30–40 минут получается массив из 15 готовых плат. Он выезжает на инспекционный стол, где мы его проверяем на случай, если что-то съехало. Затем отправляем в печку, и через 8 минут у нас 15 полностью готовых передатчиков. Потом их отправляют на другое предприятие, где их прошивают, проверяют и устанавливают на наши дроны».
На базе центра функционирует и учебная программа: теоретические занятия, симуляторы, тренировки на полигоне и инженерная подготовка — пайка, прошивка и настройка полётных контроллеров. Инструкторы непосредственно участвовали в спецоперации и регулярно выезжают в зону СВО, чтобы обмениваться опытом с бойцами.


«Наша цель — выпустить специалистов, которые будут достойно вести себя в нелёгких условиях и которые, получив определенную задачу, обязательно её выполнят. Наш курс подготовки разбит на несколько частей: сначала теоретическая (работа с симуляторами и теорией), а затем практическая. На практике они оттачивают навыки пилотирования на полигоне с „птичками“, приближенными к боевым условиям»,
— пояснил военнослужащий с позывным Москва, инструктор по БПЛА.
Москва отмечает, что количество квадрокоптеров и их роль в операциях выросли многократно:
«То, что было тогда, и то, что есть сейчас, — это совершенно разные истории. Мы начинали на крылатых дронах „Орлан-10“. Тогда квадрокоптеры ещё не использовались ни в разведке, ни для поражения целей. А сейчас они повсюду».
Инженерная часть курсов включает прошивку приёмников и передатчиков, настройку системы сброса и видеонавыки, которые важны не только для пилотирования, но и для быстрой полевой починки.


Военнослужащие, уже прошедшие подготовку и работавшие с этими дронами, дают в целом положительную оценку. Один из операторов с позывным Самурай рассказал, что пришёл на СВО добровольно и ранее занимался авиамодельными кружками — интерес, по его словам, трансформировался в профессию.
«Я не столько переучиваюсь, сколько обучаюсь работать именно на этих дронах. В основном операторы БПЛА сталкиваются с такими же операторами противника. Приходится постоянно менять дислокацию, для того чтобы выполнять задачу»,
— сказал Самурай, военнослужащий ВС РФ.
Инструктор Капер подчёркивает, что курс построен на боевом опыте и рассчитан как на новичков, так и на опытных бойцов:
«Если человек приходит с нуля, он сначала летает на симуляторе. Мы обучаем его инженерному делу, пайке, прошивке, объясняем, как правильно настроить дрон».