пт, 05 дек.
10:16
Ставрополь
+1 °С, облачно
Эксклюзивы

«Птички» в небе: на Ставрополье производят ударные дроны для СВО и учат операторов работать с ними

18 сентября , 18:46АрмияФото: ИА «Победа26»

Научно-производственный центр на Ставрополье собирает и совершенствуют ударные и разведывательные FPV-дроны, уже прошедшие полевые испытания в зоне специальной военной операции. Производство ориентировано на отечественные комплектующие, обучение операторов ведут инструкторы с боевым опытом — от симулятора до полигона. Подробности — в материале «Победы26».

От идеи к серийному производству

Здесь смогли объединить мелкосерийную инженерию и боевой опыт. В пресс-службе Южного военного округа сообщили, что научно-производственный центр сейчас выпускает квадрокоптеры, БПЛА самолётного типа и комплектующие — контроллеры, приёмники, передатчики и бесколлекторные моторы. Мощности позволяют изготавливать тысячи изделий в месяц, возможно даже увеличение выпуска квадрокоптеров до 10 тыс. в месяц.

В пресс-службе ЮВО подчёркивают, что аппараты на 80% состоят из комплектующих отечественного производства, способны преодолевать дистанции до 40 км и нести полезную нагрузку до 9 кг — возможность, которая расширяет спектр задач от разведки до поражения целей.

Ключевая технологическая особенность — помехозащищённая двухчастотная связь и двойной видеосигнал. Это означает, что при глушении одной частоты дрон автоматически переключается на вторую и сохраняет связь с оператором.

Ставропольский дрон может пролетать 40 км
Фото: Пресс-служба ЮВО
«Это наша совместная разработка с институтами, которая позволяет противодействовать РЭБ. Это двухчастотная связь: если одна линия связи глушится, вторая автоматически подключается. Так как у нас есть возможность производить компоненты, мы разработали отдельный компонент, который это позволяет сделать», 

— сказал заместитель директора центра с позывным Кристо.

Выпускаются разные по размеру и назначению машины — от пятидюймовых разведчиков с камерой высокого разрешения до больших аппаратов с подвесом и системой «Ардупилот».

«Дроны обладают хорошей маневренностью, надежностью и хорошо зарекомендовали себя. Скорость достигает порядка 120 км/ч. Бесшумные, имеют разную грузоподъёмность и сделаны под разные задачи. Мы стараемся собирать их так, чтобы бойцы могли сразу использовать их „из коробки“, максимально быстро», 

— добавил Кристо.

БПЛА собирают так, чтобы их сразу можно было использовать
Фото: Пресс-служба ЮВО

Производство в центре — комплексный цикл. Оператор станка с позывным Икратус описывает процесс пайки и сборки плат:

«Здесь мы устанавливаем заготовку нашей платы, на которую наносится специальная термопаста. Затем вставляем её в аппарат, и он выставляет наши компоненты на нужные места. Примерно через 30–40 минут получается массив из 15 готовых плат. Он выезжает на инспекционный стол, где мы его проверяем на случай, если что-то съехало. Затем отправляем в печку, и через 8 минут у нас 15 полностью готовых передатчиков. Потом их отправляют на другое предприятие, где их прошивают, проверяют и устанавливают на наши дроны».

В условиях, приближенных к боевым

На базе центра функционирует и учебная программа: теоретические занятия, симуляторы, тренировки на полигоне и инженерная подготовка — пайка, прошивка и настройка полётных контроллеров. Инструкторы непосредственно участвовали в спецоперации и регулярно выезжают в зону СВО, чтобы обмениваться опытом с бойцами.

Практические навыки оттачивают на полигоне
Фото: Пресс-служба ЮВО
«Наша цель — выпустить специалистов, которые будут достойно вести себя в нелёгких условиях и которые, получив определенную задачу, обязательно её выполнят. Наш курс подготовки разбит на несколько частей: сначала теоретическая (работа с симуляторами и теорией), а затем практическая. На практике они оттачивают навыки пилотирования на полигоне с „птичками“, приближенными к боевым условиям», 

— пояснил военнослужащий с позывным Москва, инструктор по БПЛА.

Москва отмечает, что количество квадрокоптеров и их роль в операциях выросли многократно:

«То, что было тогда, и то, что есть сейчас, — это совершенно разные истории. Мы начинали на крылатых дронах „Орлан-10“. Тогда квадрокоптеры ещё не использовались ни в разведке, ни для поражения целей. А сейчас они повсюду».

Инженерная часть курсов включает прошивку приёмников и передатчиков, настройку системы сброса и видеонавыки, которые важны не только для пилотирования, но и для быстрой полевой починки.

За 30-40 минут получают 15 готовых плат
Фото: Пресс-служба ЮВО

Военнослужащие, уже прошедшие подготовку и работавшие с этими дронами, дают в целом положительную оценку. Один из операторов с позывным Самурай рассказал, что пришёл на СВО добровольно и ранее занимался авиамодельными кружками — интерес, по его словам, трансформировался в профессию.

«Я не столько переучиваюсь, сколько обучаюсь работать именно на этих дронах. В основном операторы БПЛА сталкиваются с такими же операторами противника. Приходится постоянно менять дислокацию, для того чтобы выполнять задачу», 

— сказал Самурай, военнослужащий ВС РФ.

Инструктор Капер подчёркивает, что курс построен на боевом опыте и рассчитан как на новичков, так и на опытных бойцов:

«Если человек приходит с нуля, он сначала летает на симуляторе. Мы обучаем его инженерному делу, пайке, прошивке, объясняем, как правильно настроить дрон».