вт, 31 янв.
00:05
Ставрополь
+1 °С, ясно
Эксклюзивы

Тайна красного ценника

29 августа 2018, 13:21Статьи
Фото:

Как торговые сети обманывают покупателей

Жёлтые и красные ценники влияют на покупателей гипнотически: завидев их, люди спешат приобрести товары. Бери больше, плати меньше! Однако на кассе оказывается, что ценники «липовые». Какие уловки используют магазины для увеличения прибыли?
Согласитесь, приятно обнаружить, что любимый йогурт или шоколадка стоят в два раза дешевле. В такие моменты ощущаешь себя успешным представителем потребительского звена. На деле оказывается, что ты не только не сэкономил, но ещё и переплатил.
Ловкость рук
В общем сонме покупок легко не обратить внимания на стоимость одного или нескольких товаров. Не зря всегда советуют – смотрите чек, не отходя от кассы! Именно в таком случае администрации магазина можно предъявить претензию. По закону вы имеете право получить товар по цене, указанной на ценнике.
– В Гражданском кодексе РФ есть такое понятие как оферта, то есть задокументированное предложение. В магазинах ценник является именно публичной офертой, и продавец обязан продать вам товар именно по той цене, которая в этой оферте указана, – прокомментировал фокусы с ценниками специалист-эксперт регионального органа Роспотребнадзора СК.
Не будем голословными. Крупная столичная торговая сеть «Перекрёсток», которая обзавелась двумя магазинами в Ставрополе, частенько грешит некорректными ценниками. Например, шоколадка Milka может «украсть» у вас порядка 50 рублей (стандартная цена – 90 рублей, цена «по скидке» - 39 рублей). Частенько оба магазина ставят некорректные ценники на молочную продукцию. Любимые товары в этой категории – йогурты и мягкий творог («Активиа», «Данниссимо»). Интересно, что «Перекрёстки» оснащены сканерами для проверки стоимости товаров в зале. Только устройствами редко пользуются, потребители привыкли доверять продавцам.
– Пункт 1 статьи 10 закона «О защите прав потребителей» гласит: «изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора». Пункт 2 той же статьи дополняет, что цена товара в рублях является неотъемлемой частью этой информации.
«Перекрёсток» применяет ещё одну тактику продажи товара «со скидкой» – отсутствие ценника. Его как бы случайно забывают повесить. Невнимательный покупатель обращает внимание на стоимость стоящего рядом товара (который обычно дешевле), а реальный расклад выясняется уже на кассе. Имеет ли в этой ситуации потребитель право на сатисфакцию? Случай, который произошёл со Станиславом Шаламовым, доказывает, что клиент всегда прав, а отсутствие ценника – прямая вина магазина.
– Решил прикупить ингредиентов для бургеров. Ценник на кока-колу в стекле – 29 рублей. Сразу понял, что так не может быть, но раз стоит ценник, значит, продавец обязан ему следовать. На кассе мне ее посчитали по 79. Разница в 50 рублей за бутылку. Я оплатил всё (чтобы лишить их обратного маневра) и сразу же устроил скандал по этому поводу. Сказал много всего и громко о том, что они всегда таким образом обманывают народ. Люди в очереди, не скрывая эмоций, поддержали меня. В итоге я заставил их продать мне кока-колу по той цене, которая в ценнике (вернуть разницу).
На этом фокусы с ценниками в магазинах «Перекрёсток» не заканчиваются. Иногда на полках можно встретить невзначай неправильно поставленные товары. На первый взгляд – небольшое смещение в сторону. На деле – увеличение чека покупателя. Особенно хорошо срабатывают такие «фокусы» со спешащими или невнимательными людьми.
Отвоевать товар по ценнику можно. Согласно закону о защите прав потребителей магазин обязан продать товар именно по стоимости, указанной на маленькой жёлтой или красной бумажке. Администрация магазина не согласна скорректировать цену товара? Снимайте фото-доказательства и подавайте жалобу в Роспотребнадзор.
– Если администрация магазина идёт на конфликт и отказывается продавать товар по ценнику – делайте запись в жалобной книге, фотографируйте ценник с датой. Требуйте письменного объяснения от администрации. Вам обязаны вернуть разницу в цене. Обычно, при упоминании Роспотребнадзора администрация магазинов быстро ретируется, потому что штраф в таких случаях может достигать 200 тысяч рублей.
Полоса препятствий
Среди магазинов, которые пытаются обмануть невнимательного покупателя, хочется отдельно выделить сеть «Магнит». Внимание привлекают не крупные гипермаркеты и семейные супермаркеты, а небольшие магазинчики, расположенные в спальных районах. Ведь именно в такие Магниты, как правило, заходят люди после работы или на выходных.
Небольшие магазины сети имеют уникальную организацию внутреннего пространства. Например, ящики с овощами и фруктами не имеют ценников. Стоимость указывается на небольших табличках, которые словно гирлянды, нависают над яблоками, морковками и огурцами. Очевидно, потребитель априори должен обладать навыками распознавания бакалейной продукции разных сортов.
Некоторые магазины сети «Магнит» вообще не дают свободного доступа к овощам и фруктам. Для того чтобы дотянуться до каких-нибудь персиков или болгарских перцев приходится ловко удерживать свой вес над коробками с другой продукцией. Хорошо, если вы – здоровый мужчина средних лет и способны на такие изящества. А что делать пенсионерам, беременным женщинам и детям?
Возвращаясь к теме отсутствия ценников на фрукты и овощи в «Магнитах», хочется отметить, что продавцы и сами не знают своей продукции. Мы провели небольшой эксперимент. Три дня подряд покупали яблоки из одной и той же коробки в небольшом «Магните» возле 35-ой школы. В результате, согласно чекам, мы трижды приобрели яблоки разных сортов, по разной цене (сорт «Свежий урожай» – 57 рублей за килограмм, «Красные» – 136 рублей, «Пинк Леди» – 150 рублей). Разброс впечатляющий.
И такая ситуация в «Магнитах» сложилась практически со всей весовой продукцией, которая «оценивается» на кассе. Ставка делается на то, что потребитель не будет конфликтовать и сдавать товар после того, как собственными руками его набирал.
В социальных сетях можно легко найти жалобы потребителей на то, что в чеках из Магнита магическим образом появляются товары-призраки. Что это, невнимательность продавцов или намеренные действия с целью, например, погасить недостачу в кассе?
– Некоторые недобросовестные сотрудники некоторых популярных супермаркетов добавляют в чеки товар, который мы покупать и не собирались. В данном чеке БАНАНЫ, которые моя мама не покупала. До этого также попадалась и сестра, жаль чек, не сохранили. Ей пробили кофе зерновой. Пусть это будет на совести этих людей, – пожаловался Игорь Панченко на магазин «Магнит», расположенный по адресу ул. Тухачевского 25/1.
В защиту магазинов нужно сказать, что не везде творится бардак. Магазины торговой сети «Лента» – пример хорошей организованности: ценники меняются оперативно и сюрпризов на кассе не бывает. Однако такая работа скорее исключение, а не правило. Не стоит ждать, что супермаркеты и гипермаркеты образумятся и наведут порядок.
Потребителю остаётся позаботиться о своей финансовой безопасности самостоятельно: проверять ценники и товар, не стесняться устраивать на кассе разбор полётов. Начиная спор с администрацией, покупатель должен помнить, что закон в лице Роспотребназдора в таких ситуациях на стороне потребителя. Правильно составленные жалобы лучше любых просьб мотивируют магазины выполнять свои обязанности перед покупателями.
Ирина Крымская.
Фото: Ирина Крымская, Станислав Шаламов, Игорь Панченко.