Всего было опрошено 3119 человек при необходимых для такого рода исследований 2700. Благодаря выборке среди респондентов удалось получить репрезентативную картину по всем городам, районам и округам региона. Ознакомиться с результатами можно
по ссылке.
Итоговый рейтинг вселяет оптимизм: у 21 муниципалитета из 33-х показатели улучшились по сравнению с июлем. Впервые с начала исследований сразу семь территорий набрали свыше трёх баллов. Но при этом кое-где наблюдается всё более очевидный кризис доверия к власти. Как и
в прошлых материалах, оценки далеко не всегда соотносятся с уровнем развития той или иной территории. Почему так происходит, объяснили директор Северо-Кавказского института — филиала РАНХиГС Азамат Тлисов и кандидат политических наук Екатерина Агеева.
Город Железноводск возглавил рейтинг впервые, но при этом, за исключением
мая 2020 года, он всегда находился в пятёрке лидеров. В июле мэр располагался на второй строчке. В августе, улучшив свой результат на 4 процента, поднялся на первую.
Азамат Тлисов считает такой результат вполне предсказуемым и заслуженным. Например, в городе реализуются масштабные проекты, которым не помешала даже пандемия коронавируса.
«Если говорить о Железноводске, то подобный формат характерен для всех муниципалитетов — лидеров рейтинга. В частности, администрация Железноводска проводит системную работу по повышению качества жизни горожан, привлечению инвестиций и созданию комфортной городской среды. За последние несколько лет эта работа стала завершаться готовыми, зримыми продуктами. Это реконструкция Дома культуры, реставрация Каскадной лестницы и в этом году — несмотря на ограничительные меры — запуск курортного озера с созданием прогулочной и игровых зон. Всё это позволило привлечь внимание всех больших Кавминвод и отдыхающих там граждан», — считает Азамат Тлисов.
Невинномысск, лидировавший в июле, потерял 5,2 процента и опустился на третью строчку в рейтинге. Эксперт отнёс такой результат скорее к статистической погрешности, нежели к реальному снижению поддержки администрации Михаила Миненкова.
«Касательно Невинномысска мы можем уверенно сказать, что данную волатильность можно отнести не к системному снижению оценок жителей, а скорее к специфике данной конкретной выборки. На мой взгляд, стабильно высокие позиции Невинномысска являются результатом политики города на создание условий для рассмотрения города как площадки для переезда. Там создают новые рабочие места, обеспечивают горожан и гостей города возможностями безопасно и комфортно проводить свой досуг.Также важным критерием являются серьёзные усилия по развитию инфраструктуры города», — подчеркнул Азамат Тлисов.
Какая работа — такой и результат
Как уже упоминалось, 21 муниципалитет показал в августе позитивную динамику. Самый активный рост оценок — у руководства Александровского и Предгорного районов, Нефтекумского, Кировского и Ипатовского городских округов. Сюда вошёл и Пятигорск, который всё ещё находится в нижней части рейтинга, но имеет все шансы занять в будущем более достойную позицию.
По словам Азамата Тлисова, в случае с каждым муниципалитетом конкретные причины роста популярности мэрий могут быть разными. Но все они так или иначе восходят к зримым признакам улучшения качества жизни. Они свидетельствуют об эффективности работы органов власти. Этим эксперт объяснил и укрепление позиций мэра Пятигорска.
«Там работает команда нового главы города. Именно они завершили ряд проектов, которые несколько лет находились в стадии строительства и теперь реализованы ко Дню города. Это и новый музей, и строительство терренкуров, и решение вопросов с подачей воды. Включение губернатора в разрешение последнего вопроса также стало источником такого позитивного роста оценок», — пояснил Азамат Тлисов.
У территорий, которые улучшили показатели или сохранили лидерство, есть общая черта, считает эксперт. Это наличие сильной власти, которая делами заработала популярность в глазах своих жителей.
«Те муниципалитеты, которые получили достаточно высокую оценку жителей при хороших социально-экономических показателях, располагают мощной управленческой структурой. Моисеев, Миненков и другие их успешные коллеги, собрали работоспособную и мотивированную команду, которая грамотно работает и на развитие территорий, и на контакт с населением», — констатирует Екатерина Агеева.
Неудачи временные и хронические
Не все муниципалитеты поддержали общий позитивный тренд. 12 из них снизили свой результат по сравнению с июлем. В большинстве своём незначительно, но некоторые территории отличились. Более других потеряли в популярности администрации Новоалександровского и Минераловодского округов. Они же набрали меньше двух баллов и расположились на последних строчках рейтинга. Также существенно просели администрации Андроповского, Грачёвского и Красногвардейского районов. Как и в случае с ростом, причины такой динамики везде немного разные.
«В Новоалександровском округе, Грачёвском и Андроповском районах это может быть связано с проблемами водоснабжения и достаточно серьёзным падением занятости. Вкупе с падением общеэкономических показателей в этих территориях это обуславливает негатив со стороны населения», — считает Азамат Тлисов.
При этом ситуация в каждом из них поправима, уверен эксперт. Для этого надо заняться оперативным решением широкого круга проблем: от состояния систем ЖКХ до самой структуры управления территорией.
Наиболее серьёзной Азамат Тлисов считает ситуацию в Минераловодском городском округе. Там кризис приобретает политический характер, а отставание от других территорий Кавминвод вызывает всё большее раздражение у людей, говорит политолог.
«В Минераловодском округе это связано с проблемами руководства муниципалитета и сложными вопросами выборов, перевыборов и так далее. Здесь наблюдаются определённые переживания жителей на фоне роста соседних муниципалитетов. Это добавляет негативный градус в оценку», — подчёркивает эксперт.
Оценки жителей далеко не всегда соотносятся с социально-экономическими показателями территорий, и это экспертов не удивляет. Они давно обратили внимание на такой феномен и нашли нужную трактовку
«У нас возникает интересная ситуация, когда муниципалитеты с достаточно хорошими социально-экономическими показателями оцениваются жителями как отстающие. Например, Минераловодский округ, который по своему развитию находится в лидерах, но от собственного населения получил «неуд». Подобная картина и в Новоалександровском округе. Вместе с тем мы видим Железноводск, Невинномысск — муниципалитеты, которые сделали определённый прорыв, причём сделали это красиво. То есть, фактически показали свою слаженную командную работу в бренде города. Здесь, как мне кажется, работает так называемая экономика впечатлений. Многие жители воспринимают происходящее посредством медиа и социальных сетей. И через свои ощущения комфорта, красоты, доступности тех или иных благ, оценивают работу властей», — считает Екатерина Агеева.
По словам эксперта, успехи и неудачи местных администраций не стоит списывать на внешние факторы, например, муниципальную реформу. Людям, по большому счёту, всё равно, живут они в районе или городском округе. Им главное, чтобы были вода, свет, хорошие дороги, возможность работы и досуга. Во всех лидирующих муниципалитетах активно решаются именно эти вопросы. А такой подход даёт закономерные плоды, заключила эксперт.