Прошёл уже почти год с тех пор, как ставропольцы стали активно жаловаться на мусор в Члинском лесу. Русло реки по течению ниже источника Серафима Саровского напоминало настоящую свалку. Там были тонны отходов: от пищевых упаковок до покрышек грузовых автомобилей.
Информация об экологической катастрофе в миниатюре дошла до губернатора Ставропольского края: о ней рассказали на «прямой линии». Спустя какое-то время ситуация сдвинулась с мёртвой точки.
Кульминация, казалось, наступила в апреле. В Члинский лес на масштабную уборку отправились десяток лесников и почти два десятка коммунальщиков. Предполагалось, что за три недели они пройдут 400 метров речного русла, достанут весь мусор, распилят и вытащат поваленные деревья. Но всё оказалось сложнее.
Большая уборка продолжается на протяжении лета. Положение на поле боя осложняла погода. И не только тем, что по промокшей земле было сложно вытаскивать мешки по достаточно крутым лесным склонам. После каждого мощного дождя потоки воды заполняли русло реки всё новым и новым мусором.
Фото в этом репортаже сделаны уже в конце июля 2021 года. На месте очевидно, где источник проблемы: мусор появляется в русле Члы по течению ниже притока, идущего от переулка Монастырского. Сам он тоже выглядит грязным, хотя коммунальщики и лесники провели большую работу по его расчистке.
Напомним, что уже к середине мая из русла
достали две тысячи мешков мусора и 300 кубометров древесины.
При этом о том, что отходы будут появляться вновь, лесники говорили ещё в начале субботника, затянувшегося на месяцы. Они усердно напоминали, что бумажки, банки и обёртки не материализуются в реке сами по себе. Их оставляют люди.
Добраться до источника проблемы по лесу сложно: тропы исчезают в зарослях, а по руслу идти небезопасно. Зато доехать по городу не составляет труда. Нужно лишь найти место, где переулок Монастырский граничит с лесом.
Там жилые кварталы резко ограничены обрывом, в который выведено несколько труб — по ним, видимо, сбрасывается ливневая вода. А по краям то и дело встречаются крупные навалы мусора. Как и в русле реки, там можно найти старую одежду, роликовые коньки, пропавшие продукты и бесконечное множество пакетиков, целлофановых обрывков и упаковок.
По найденному пакетику из под молока можно сделать выводы о том, что мусор сюда продолжают сбрасывать и сейчас. Упаковка датирована 23 июня 2021 года. Значит, конкретно эти отходы появились уже тогда, когда в русле во всю работали лесники и коммунальщики. После дождя отходы просто смыло в реку.
Местная жительница рассказала, что то и дело в Монастырский приезжают машины, из которых неизвестные выбрасывают мусор. Такое, по её словам, происходит раз в неделю.
«За всех я говорить не могу, но местные не выбрасывают. Вот у нас контейнер стоит, зачем нам это. А машины приезжают, примерно раз в неделю это происходит», — поделилась женщина.
Очевидно, что пока это будет происходить и дальше, работа лесников и коммунальщиков ниже по течению реки будет напоминать сизифов труд. И чем они заслужили перед горожанами такое наказание — не ясно.
Урбанист Андрей Черняков живёт недалеко от берегов другой ставропольской реки — Ташлы. Но проблемы видит примерно схожие: то и дело в русле оказывается бытовой мусор. Иногда Черняков вооружается перчатками и пакетами для мусора, чтобы немного прибраться на природе. Но есть ли более системные методы?
«Я ни разу не слышал, чтобы у нас горожан штрафовали за выбрасывание мусора в неположенных местах. Такое бывает с магазинами, с юридическими лицами, но не с горожанами», — говорит Черняков.
По мнению эксперта, зачастую те, кто выбрасывают мусор на природе, избегают наказания. При этом большая часть отходов в реках появляется там именно по вине обычных горожан.
Помочь проблеме с образованием стихийных свалок, по мнению урбаниста, может и просветительская работа.
«Сейчас на остановках появились информационные плакаты о бездомных животных с бирками. Я считаю, что нужна подобная информационная кампания и чистоте», — отмечает урбанист.
Также, по его мнению, в некоторых районах города не хватает контейнеров для мусора. Это побуждает местных жителей бросать бумажки и обёртки в неположенных местах.