Как устроен авторынок Ставрополья: рост цен, падение продаж, секреты автодилеров и перекупщиков

11 августа 2021, 11:04Статьи

Как автодилеры вынуждают покупателей платить за новые авто больше? Куда и почему из салонов исчезли модели в базовой комплектации? Как формируется цена на авто, где можно сэкономить? Как изменились продажи в отрасли за последние несколько лет? Как распознать перекупщиков? Об этом — в материале ИА «Победа26».

В 2020-м в городах по всей России стремительно закрывались дилерские центры. Своё существование прекратили 240 автосалонов. По данным аналитического агентства «Автостат», в Ставропольском крае в пандемийный год закрылось 15 «официалов» — Lifan, по два Ravon и Ford, Smart, Datsun, ŠKODA, Mitsubishi и Lada. Сеть Chevrolet сократилась с шести центров до одного. В 2021-м также ушёл FAW.
При этом в 2020-м на Ставрополье открылись новые автосалоны Peugeot, Citroën, Land Rover, Jaguar, Hyundai, Chery, Changan и два Mazda. А в 2021-м — Changan, Chevrolet и Haval.
Общая статистика такова: в 2019 году в регионе было 66 автодилеров, в 2020-м — 61, а в первом полугодии 2021-го — 63.
По информации «Автостата», во втором квартале 2021-го рост числа автосалонов произошёл по всей стране. Это случилось за счёт расширения сети Chevrolet и нескольких китайских марок.
Что с рынком новых автомобилей
Самой продаваемой маркой авто в первой половине 2021-го на Ставрополье стала Lada. Далее идут Kia и Hyundai. В целом продажи новых авто выросли на 32,1 процента по сравнению с аналогичным периодом 2020-го. Особенно взлетел спрос на китайский бренд Chery — сразу на 1416 процентов.
При этом объём ставропольского рынка новых легковых автомобилей последние два года сокращался. В 2018 году продали почти 29 тысяч единиц, в 2019-м — 27,1 тысячи, в 2020-м — около 24 тысяч. Подробнее об этом можно почитать в другом материале ИА «Победа26».
Почему спрос на новые автомобили падает?
Причина падения спроса кроется не только в стоимости новых авто. Всё больше покупателей остаются недовольными из-за схем с навязыванием дополнительных опций авто. Проще говоря, автолюбитель ориентируется на определённую стоимость, но после посещения автосалона она вырастает в среднем на 10–30 процентов.
Разобраться в механизмах продаж в автосалонах помог логист одного из дилерских центров Ставрополя. Мужчина пожелал остаться анонимом. По его словам, накрутка на «допах» распространена во многих официальных центрах. Это различные электронные датчики, сигнализация, система «антишум», предпусковые подогреватели, фаркопы, тонировка и прочее.
«Мы заказываем авто у производителя каждый месяц, для этого нам дают определённое количество квот. В основном заказ идёт по свободным квотам, а потом на него уже появляется клиент. На «чистой» машине дилер много не заработает — есть закупочная цена, а есть рекомендованная розничная, которую выставляет импортёр. Например, машина стоит 800 тысяч по закупке, в рознице — 910. Разница всегда от 100 до 200 тысяч, и автосалон не имеет права продавать по цене больше. Поэтому центр выживает за счёт «допов», которые устанавливают на машину. Снять их нельзя», — говорит ставрополец.
В условиях кризиса производитель отпускает машины по завышенной стоимости, а максимальную — ограничивает, чтобы сохранить долю продаж на рынке. В итоге дилеры почти ничего не зарабатывают, а из-за растущих производственных издержек могут даже уйти в минус.
По словам специалиста, авто без дополнительных опций продавать не выгодно ни автоцентрам, ни самим менеджерам. Во-первых, из-за низкой маржи. Во-вторых, у каждого автосалона есть план по числу оформленных кредитов, сделок трейд-ина. «Допы» в этих случаях — это плюсы к прибыли, которые напрямую отражаются на зарплатах.
Обычно при покупке машины в базовой комплектации большую часть «допов» клиент устанавливает в сервисном центре дилера самостоятельно. Однако недовольство покупателя заключается в том, что ему не дают права выбора.
«По сути, от покупателя ничего не скрывают. Возмущение происходит от того, что он не может приобрести машину без допоборудования. Самое плохое, что может случиться, — это истерика клиента, он разворачивается и едет в другой салон, но там ему предлагают всё то же самое. Сейчас почти нет центров, которые не накручивают на «допах». В среднем они составляют 30–35 процентов от стоимости автомобиля. Минимально на авто устанавливается оборудования на 200–300 тысяч. Максимальное количество «допов» на моей памяти было на 450 тысяч рублей, но стоимость автомобиля составляла 4,5 миллиона. Клиент об этом знал и был не против», — говорит ставрополец.
Существует ли способ приобрести машину без допоборудования? Да. Покупатель может заказать авто и подождать несколько месяцев — в среднем около четырёх-пяти. Когда автомобиль выписывают под клиента, «допы» ему не навешивают и товар отпускают по чистой цене.
«Это реально, но дилер, как правило, об этом особо не распространяется. Чаще всего так приобретают машины знакомые и родственники знакомых. Для условного клиента с улицы постараются сделать всё, чтобы он не вышел оттуда без авто с «допами». Также стоит учитывать, что каждый месяц автомобиль дорожает примерно на 20–50 тысяч рублей в зависимости от модельного ряда, и он в любом случае приедет уже по другой цене. Если посчитать, то получается то же самое», — добавил собеседник.
Что с рынком подержанных авто?
Самой популярной маркой авто с пробегом в первой половине 2021-го на Ставрополье также стала Lada: продажи этой марки выросли на 31 процент по отношению к прошлому году. На втором месте Hyundai, а на третьем — Kia. В целом рынок подержанных машин вырос на 31,6 процента.
Ставропольский рынок подержанных авто рос несколько лет подряд: 2018 год — 112,1 тысячи единиц (+4,1 процента), 2019-й — 113,2 тысячи (+1 процент), 2020-й — 111,5 тысячи (-1,5 процента). В первой половине 2021 года количество машин с пробегом составило 45,6 тысячи. Это на 31,6 процента больше, чем в аналогичном периоде 2020-го.
Авто с пробегом обгоняют
По данным сервиса «2ГИС», в Ставрополе чуть больше 30 автосалонов, торгующих подержанными авто. Большая часть из них — официальные автодилеры, которые предлагают воспользоваться программой Trade-in.
Эксперты «Автостата» отмечают, что в 2020-м рынок подержанных авто в России глобально пострадал от локдауна. Автосалоны были закрыты, частные продавцы резко снизили активность, а регистрации в ГИБДД шли с ограничениями и задержками. Это привело к обрушению продаж в апреле до 251,8 тысячи штук, то есть почти наполовину, если сравнивать с 2019-м — 482,2 тысячи. С июня 2020-го продажи начали расти и в июле достигли 560 тысяч штук, а в октябре вышли на пик — 588 тысяч экземпляров.
Апрельское увеличение продаж в 2021 году до объёма в 551,2 тысячи штук стало закономерным продолжением тенденции роста. Также на вторичный рынок переключились по причине резкого скачка цен на новые авто. Он связан с простоем, инфляцией, курсом валют и дефицитом автомобилей.
По оценкам экспертов, за полгода средневзвешенная цена новой иномарки достигла 2,246 миллиона — рост на 14,4 процента, а отечественного автомобиля — 782 тысячи рублей — на 11,6 процента. Подобная динамика наблюдается и на вторичном рынке.
Перекупщики: кто это и как с ними работать
На популярных досках объявлений есть множество предложений о срочном выкупе авто. Большая часть из них — агрессивного формата. В тексте прямо сказано — куплю машину любого года выпуска, в любом состоянии, марка значения не имеет. Некоторые проводят оценку и диагностику прямо по WhatsApp. Всё решается за 24 часа. Как правило, авторы таких публикаций — перекупщики. Их доход зависит от перепродаж авто: покупают подешевле, продают подороже, а разницу забирают себе.
По закону, если заработал на продаже имущества, которым владел менее трёх лет, необходимо платить налог на доход. Однако часто нечистые на руку перекупы не делятся с налоговой и работают по «серой» схеме.
«По общему правилу продажа автомобиля до 250 тысяч рублей не облагается налогом. Перекупы не оформляют авто на себя, чтобы не оплачивать пошлины в ГАИ и налоги. Плюс, если это систематическая деятельность, они должны зарегистрироваться как предприниматели. Это предусматривает не только налоги, но и страховые взносы», — говорит юрист Игорь Усков.
По словам адвоката, чтобы ловить и пресекать незаконную деятельность перекупов, необходимо постоянно мониторить рынок. Правда, сейчас этим серьёзно не занимаются ни в полиции, ни в налоговой.
«Если они и сдают договоры купли-продажи в ГАИ, то обычно либо на сумму до 250 тысяч рублей, либо ставят одинаковую цену покупки и продажи. Получается, что дохода нет», — пояснил Усков.
По закону новый собственник обязан зарегистрировать авто в течение десяти дней. До этого времени он может ездить по договору купли-продажи. За нарушение сроков постановки на учёт положен штраф. Но что делать, если нового покупателя за десять дней найти не удалось? Есть несколько схем.
«Первая — продажа по доверенности. Идёшь к нотариусу, пишешь доверенность на перекупа, он по ней распоряжается машиной и сам производит перерегистрацию. Вторая — по договору купли-продажи, который действует десять дней. Их обычно делают в нескольких экземплярах, без дат с подписями. Когда находится покупатель, его просто вписывают, а подпись продавца уже стоит», — добавил юрист.
В аналитическом агентстве «Автостат» уточнили, что при покупке подержанных машин необходимо убедиться, что с транспортным средством всё в порядке.
«Риски возникают, если одна из сторон сделки по автомобилям с пробегом утаивает часть информации по ним. Это нахождение в залоге, попадание в ДТП и прочее. Для этого надо тщательно проверить автомобиль перед сделкой — есть специальные сервисы проверки, чтобы минимизировать риски. Например, на сайтах “Авито” и “Авто.ру”», — говорит руководитель пресс-службы агентства «Автостат» Азат Тимерханов.