пт, 11 окт.
19:15
Ставрополь
+15 °С, ясно
Эксклюзивы

Большой передел сетей: как продвигается транспортная реформа в Ставрополе

1 ноября 2021, 14:24Статьи
Фото:

Что сделали в 2021 году для оптимизации сети городского транспорта? Какие изменения ждут ставропольчан до конца года? Как идёт восстановление «мёртвых» маршрутов? Об этом — в материале «Победы26».

Большие автобусы приехали
В 2021 году в регион поступило 20 низкопольных автобусов ЛиАЗ от Мосгортранса. В миндоре Ставрополья пока не комментируют, по каким маршрутам будет ездить новый транспорт.
«Министерством совместно с ГУП «Ставропольское троллейбусное предприятие» прорабатывается вопрос о выпуске на муниципальные маршруты регулярных перевозок города Ставрополя автобусов большой вместимости, полученных из Москвы. <...> В соответствии с договором безвозмездного ответственного хранения были получены 20 автобусов марки ЛиАЗ», — сообщили в миндоре.
В декабре 2020 года в троллейбусном парке началась инвентаризация, чтобы предприятие перешло в собственность края. Тогда выяснилось, что на балансе числится 71 автобус: 11 ЛИАЗов, 42 МАЗа, 8 ОЛИМПов и 10 ПАЗов. Теперь на «хранение» добавилось ещё 20 автобусов.
Начальник службы движения троллейбусного парка Ставрополя Ануар Халкечов рассказал, что транспорт, который числился на балансе предприятия, перевели в региональную собственность. Сейчас он находится на стоянке.
«Автобусы перевели вместе с нами, с парком, в собственность края. На маршруты они пока не выходят, стоят на том же месте», — говорит специалист.ПРибывшие из Москвы 20 автобусов введут в эксплуатацию только после их передачи в собственность края. Столичное правительство должно документально зафиксировать, что транспорт отдали ГУП СК «СТП». Потом необходимо провести переоформление в Госавтоинспекции. По информации миндора Ставрополья, соответствующее распоряжение должно быть подписано до 15 ноября 2021 года.
«Мёртвые» маршруты пока не ожили
В сентябре в Ставрополе провели открытый конкурс на право осуществления перевозок по 11 муниципальным маршрутам. Это 30М, 33М, 9Д, 2М, 5М, 17М, 39М, 1, 5, 7А, 1М.
Итоги подвели 29 сентября 2021 года. Определили перевозчиков, которые займутся маршрутами № 1м, 5м, 9Д, 30м, 39м. Ни одной заявки не подали на № 33М, 2М, 17М, 1, 5 и 7А.
В ведомстве уточнили, что по направлениям № 30м и 1м перевозчик установлен. Теперь он должен получить свидетельство и карты. По № 5м, 9д и 39м победители не смогли подтвердить наличие транспортных средств, предусмотренных заявкой на участие. По этим маршрутам будет проводиться повторный конкурс.
Изменение «конечек»
В сентябре миндор запустил голосование в соцсетях, которое касалось изменения начальных и конечных остановок на некоторых маршрутах. В частности, под оптимизацию попали № 10, 12, 14 и 46.
В итоге жители Ставрополя по маршруту № 10 выбрали конечной остановку в СТ «Электрон», по № 46 — улицу Атаманскую. По схеме № 12 точкой отправки решили сделать улицу Черниговскую, по № 14 — остановку на 566 квартале. Основной путь этих маршрутов не изменится.
В ведомстве пояснили, что изменения назрели после «проведённого анализа удовлетворённости населения качеством транспортного обслуживания». Его подробности и сроки не уточняются. В качестве оснований приводится только исследование маршрутной сети и пассажиропотоков Ставрополя, которое мэрия сделала в 2019 году. Эти документы и рекомендации по оптимизации транспортной сети муниципалитет передал миндору вместе с полномочиями.
По словам урбаниста Андрея Чернякова, в исследовании 2019 года содержаться не только сведения о пассажиропотоках. Там есть и рекомендации по шагам, которые нужно предпринять, чтобы оптимизировать маршрутную сеть.
«На мой взгляд, исследование ещё актуально, но хотелось бы более качественного, потому что к этому были некоторые вопросы у специалистов. Также добавлю, что данные исследования 2019 года будут дополнительно актуализированы. Это важно, чтобы правильно определить класс автобусов — то есть их вместимость», — добавил урбанист.
Что касается изменения конечных остановок, Черняков считает, такие решения должны приниматься специалистами.
«Да, мнение жителей спросили, но есть такие сферы, в которых окончательные решения должны принимать только специалисты. Надеюсь, что в данном вопросе всё же окончательное слово будет именно за ними», — пояснил Черняков.
Повышение цен за проезд
В сентябре в маршрутках появились объявления о повышении стоимости проезда. В миндоре эту информацию подтвердили. Инициатива шла от самих перевозчиков, в адрес министерства поступили уведомления от 43 частников.
В пояснительной записке сказано, что основными причинами повышения стал рост цен на топливо, запчасти и необходимость исполнения требований федерального закона по установке контрольно-кассовых аппаратов, системы ГЛОНАСС, тахографов и камер видеонаблюдения в салонах автобусов. Также перевозчики привели свои расчёты в подтверждение убыточности.
В миндоре региона пояснили, что маршрутчикам необходимо иметь в салоне ГЛОНАСС и онлайн-кассы, что касается камер, — это не обязательное требование. Основное обоснование повышения стоимости проезда связано с ростом цен на топливо и расходники. Несмотря на это, подорожание планируется у 32 перевозчиков, 11 из них было отказано.
«Увеличение стоимости будет на 3-5 рублей, до 28-30 рублей, с разными сроками установления в течение октября-ноября. Разброс цен связан с рентабельностью и протяжённостью маршрута», — добавили в миндоре.
В министерстве также пояснили, что частные перевозчики в Ставрополе работают на условиях нерегулируемого тарифа, поэтому устанавливают цены сами. Однако уведомление от перевозчика ООО «СПАТП» о повышении стоимости проезда по маршруту № 18 с 25 до 35 рублей, в ведомстве не приняли.
«По итогам рассмотрения полученное уведомление не может быть признано надлежащим, о чем министерство проинформирует перевозчика», — пояснили специалисты.
Стоит отметить, что в апреле этого года частники уже собирались повысить оплату за проезд, но помешал миндор края. Тогда в ведомстве заявили, что «перевозчики нарушили порядок, утверждённый приказом министерства, и не предоставили обоснование причины увеличения цен на проезд».
Также в отношении частников направили жалобы в прокуратуру и УФАС Ставрополья. В их действиях усмотрели нарушения антимонопольного законодательства.
Жёсткий апгрейд
В августе появилась новость о том, что министерство дорожного хозяйства планирует заменить транспортные средства на пяти прибыльных частных маршрутах. Речь идёт о дублёрах № 10м, 12м, 13м, 14м, 46м.
Изменения произойдут 1 апреля 2022 года. По этим направлениям будут ходить автобусы средней вместимости. Госконтракт заключат с единым поставщиком. В нём пропишут чёткие требования к транспорту и качеству услуг. В результате жители Ставрополя должны получить высокий уровень обслуживания, регулируемый тариф и комфортный транспорт. Зачем миндор Ставрополья проводит эту реформу и как к ней отнеслись частные перевозчики, читайте в подробном материале «Победы26».