сб, 27 апр.
08:11
Ставрополь
+18 °С, ясно
Эксклюзивы

Денис Давыдов: «Молодёжь хочет возможности действовать»

31 декабря 2021, 14:27Статьи

Месяц назад у молодёжной политики в регионе появился новый куратор. В состав ставропольского правительства по решению губернатора Владимира Владимирова вошёл Денис Давыдов — уроженец Волгоградской области, бывший председатель координационного совета «Молодой гвардии ЕР».

Новый руководитель исполняет обязанности вице-премьера — в структуре ставропольской власти это фактически зам губернатора. В зону его полномочий входит не только молодёжная политика, но также культура и туристическая отрасль.

Денису Давыдову 32 года, он один из самых молодых руководителей в исполнительной власти Ставрополья за всю его историю. Ранее более 12 лет он занимался общественной и политической работой, получил два высших образования, участвовал в избирательной кампании в Госдуму 2021 года в составе списка депутатов от Ставропольского края.

Первое большое интервью в новой должности Давыдов дал Ставропольском краевому информационному агентству.

и.о. зампреда правительства Ставропольского края Денис Давыдов
Фото: Дмитрий Ахмадуллин СКИА

Ставрополь — ваш новый дом и место работы. Вам нравится город? А его жители?

— За время работы я видел много городов России, где хотелось бывать вновь, но не жить. Этим летом во время избирательной кампании я понял, что Ставрополь от них отличается. Мне захотелось стать его жителем, познакомиться поближе с людьми, которые гордятся городом, любят его. Спрашивают: как вам наш музей, наш пруд, наша плитка и так далее… Это потрясающе, когда люди так говорят. Знакомлюсь, а мне сразу вопрос: «А где вы побывали? Были на бахче?».

А вы были на бахче?

— Был летом, но «набегом», очень быстро. Ещё вернусь. Мне всё время люди говорили про поля, про кукурузу, про урожай. «Вам нужно туда съездить, сюда…». В станицу Галюгаевскую я так попал. Когда идешь по Галюгаевке и босой пацан, проезжая на велосипеде, кричит «Здорово ночевали, атаман!», а ему отвечают «Слава богу!», это трогает душу. Самобытность у ставропольцев очень выражена, я нигде такого не встречал.

В Ставрополе мне очень нравятся парки, леса. Очень зелёный город. Летом я купался в источниках с бассейнами — в холодных родниках. Много есть таких мест — простых, человеческих. То, что люди любят, точки притяжения. И плюс у Ставрополя все возможности большого мегаполиса без отрицательных черт миллионника. Крупный город с развитой инфраструктурой, с хорошим климатом и хорошим настроением людей. Ещё тогда я подумал, что Ставрополь — единственный город, который я бы выбрал для жизни, хотя это и не моя малая родина. И так сложилось, что после этого у меня произошло сюда назначение. Это либо провидение, либо я чувствовал, что так и будет.

Вам предстоит заниматься молодёжной политикой. Давайте начнём с этой сферы. Почему молодёжь важна?

— На самом деле все важны: дети, пенсионеры, молодёжь, люди среднего возраста. Но молодёжь — это сильная часть социума с самым большим потенциалом. Все ключевые изменения в истории, как позитивные, так и негативные, случались при участии молодых. В юности люди выбирают путь, чтобы совершить потом великие открытия, достичь успеха. Огромные современные IT-корпорации начинались со студенческой скамьи, вы, наверное, и сами знаете.

Сейчас в молодёжной среде происходит фундаментальный сдвиг понимания того, что такое патриотизм. Социологические исследования показывают, что у юных россиян патриотизм переходит в сферу возможностей для самореализации. Да, он по-прежнему может быть взглядом в великое наследие, и это очень важно. Я такой патриот, многие мои ровесники — такие патриоты. Но среди ребят, которым сейчас до 20 лет, много тех, кто говорит: давайте мы лучше обсудим, какие у нас есть возможности в нашей родной стране. Они патриоты, но по-другому. И это важный запрос для государства — дать новым поколениям возможности для самореализации, для активной и комфортной жизни.

Человек через экран смартфона видит, как может быть во всём мире. Без посредников может общаться с кем угодно. Весь мир на ладони. Отсюда и появляется нормальный, правильный и патриотичный запрос: что нам делать? Мы хотим нормально учиться, жить в нормальных общежитиях, нормально есть, получать нормальную зарплату, трудоустраиваться по той специальности, которая нам нравится, в нашей родной стране. Это абсолютно здоровый запрос. Задача государства — отвечать на него.

Как регионам выстраивать свою политику развития новых поколений и соотносить её с федеральными трендами?

— Один из основных федеральных подходов для молодёжи — возможность учиться друг у друга. Мне не нравится формулировка «у лучших», пусть — у более состоявшихся в своих сферах. Заслуга Ставропольского края, что у нас появляется образовательный центр «Машук», который будет федеральным, и таких в стране единицы: «Таврида», «Сенеж» и теперь «Машук». Сюда будут приезжать топы и лидеры со всей страны. Одним из подходов на «Машуке» будет — учить тех, кто учит: тренеров, преподавателей, учителей, наставников.

Площадка будет федеральная, но это площадка и для региона. Наша молодёжь сможет там проводить свои образовательные мероприятия, ориентируясь на самые высокие стандарты для всей страны.

Я помню зачатки молодёжных движений, форумов, когда жили в палатке, варили картошку на всю команду по очереди. Это нормально, я сам очень люблю жить в природных условиях. Это один подход, когда быт сплачивает, и он был нужен в своё время. Но сейчас российская молодёжная политика выходит на передовую мировых практик. И новый подход такой: главное учиться. Нужно создать все условия, чтобы человек не отвлекался и занимался только своим образованием на форумах. На новых площадках, в том числе на «Машуке, такой подход реализован по лучшему мировому стандарту.

С кем из молодых лидеров Ставропольского края вы знакомы? Что знаете о них?

— Со многими. Фамилий называть не буду, долго придётся перечислять. Знаком с активными творческими ребятами, в том числе из КВН, организаторами первых, ещё палаточных «Машуков», действующими и прошлыми лидерами Российского Союза Молодёжи, активистами ячейки «Молодой гвардии» Единой России, участниками Российской студенческой весны, Студвесны стран БРИКС и ШОС, которая проходила в нашем регионе, руководителями НКО. Считаю, что Ставрополье должно оставаться столицей ключевых федеральных молодёжных мероприятий. И нужно ещё прирастать новыми событиями.

Студенческая весна БРИКС и ШОС в Ставрополе, 2019 год
Фото: СКИА

Многие молодые активные ребята остаются лидерами общественного мнения, влияния. Очень здорово, что они находят в Ставропольском крае место для реализации своего потенциала. Я видел регионы, где каждого, кто начинал вырастать, «выпиливали». Не пускали на медийные площадки, пытались выжить. Боялись конкуренции. Это слабая позиция людей в руководстве. На Ставрополье наоборот — здесь поддерживают. И в конечном итоге от этого выигрывают все, в первую очередь регион.

Действительно, многие ставропольцы не хотят уезжать, в этом проявляется наш локальный патриотизм: «Я знаю, как в Москве, но хочу, чтобы здесь было ещё лучше». Но наблюдаете ли вы всё же определённую утечку мозгов, считаете ли это проблемой для региона?

— С первого взгляда — не вижу. Возможно, ещё не заметил, обязательно разберусь в этом в процессе работы. Знаю, что много приезжает сюда студентов, и они остаются. Пока в моих руках нет объективных цифр, чтобы судить: сколько приехало, а сколько уехало, какое в итоге соотношение. Нужен экспертный анализ с погружением в вопрос. Если уезжают, то почему, кто, какого возраста. И ещё важно помнить, что у нас молодёжь до 35 лет. Это уже не студенты, а молодые семьи. В 35 можно воспитывать 17-летнего выпускника школы.

Встретимся через год, и я ещё раз задам этот вопрос.

— Согласен. Но такого острой проблемы, чтобы о ней все мне говорили — я не вижу. Есть регионы, где приезжаешь и первым делом слышишь: у нас молодёжь уезжает. Очень много таких регионов в стране, большинство, я бы сказал. Здесь я такого не чувствую.

Какие возможности появятся у молодёжи Ставропольского края уже в будущем году, есть ли понятные планы?

— Да, в 2022-м по предложению губернатора Владимира Владимирова впервые в нашем крае для молодёжных НКО проведём грантовый конкурс. Поддержать планируем проекты, которые нацелены именно на развитие молодых людей, их объединение, добровольческие инициативы. На первый год выделено 20 миллионов средств грантовой поддержки из краевого бюджета. Конечно, будут разные культурные события. И готовимся к старту работы нового центра «Машук».

Хочу спросить вас про культурную политику. Как, на ваш взгляд, стоит действовать: разделять «события для молодых» и «события для взрослых» или наоборот — примирять интересы всех членов общества? И возможно ли это вообще?

— Искусственных разделений или соединений быть не должно. Недавно был юбилей у музея изобразительных искусств. Его посетители — дети, взрослые, бабушки и дедушки. Я пришёл и сам это увидел. Всё, что связано с творчеством, проявлением себя, находит своего зрителя. Чья-то авторская позиция привлекает больше молодёжь, у другого артиста — иная аудитория. Пусть так и будет. У всех должна быть свобода самовыражения, конечно, если она не выходит за рамки закона, этики и местной специфики, не оскорбляет никого. Иногда встречаюсь с таким явлением: под видом «доступности» пытаются дать информацию, которая оправдывает ужасные вещи, даже терроризм. Этого не должно быть.

и.о. зампреда правительства Ставропольского края Денис Давыдов
Фото: Дмитрий Ахмадуллин СКИА

В обществе уже несколько лет тянется дискуссия, нужен ли нам мат как средство выразительности, хорошо ли разрешать художнику включать всё в своё произведение или что-то нужно запрещать, цензурировать. Как вы смотрите на эту идею? На какой вы стороне в этом споре?

— Я однозначно против запретов на творчество, конечно же. К сожалению, когда свободу подменяют вседозволенностью, это вредит в первую очередь самой творческой среде и людям, живущим в нашей стране. Есть такой приём художественный, преувеличение. Вот смотрите, есть известный фильм про жизнь в северном посёлке, у него много наград и похвал за рубежом. Искусство? Наверное. Но там если церковь, то обязательно строят на месте дома, который сносят у семьи. Если друг, то спит с женой своего друга. Если муж, то алкоголик, если сын, то наркоман. И всё в одном соединено, в полутора часах фильма. И показывают: вот она, Россия. Но это же не так, это же неправда. А потом этому фильму аплодируют известные площадки за рубежом. И говорят — какой прекрасный фильм о России сняли. Но Россия не такая, я много где был и знаю это.

Какие произведения искусства нравятся вам? Например, три главных фильма, которые смотрели и рекомендуете другим.

— По поводу любимого фильма — назову картину «Адмирал». Там показан настоящий патриотизм, когда человек может пожертвовать собой ради своих идеалов, своей веры. Да, фильм заканчивается трагично, и судьба Колчака закончилась трагично. Но он боролся за Россию, за свою правду. Этот фильм показывает, как плоха братоубийственная война. Когда ты белый, он красный, и начали рубить друг друга. Другое важное для меня произведение — «Тихий Дон». Я и книгу люблю, и сам вырос в этой местности. Станица Вёшки (место, где жил и работал автор «Тихого Дона» Михаил Шолохов — прим. ред.), в 200 километрах от моего родного дома. Поэтому уклад, быт, даже разговоры персонажей — они все мне понятны.

Вот надо смотреть такие фильмы. И брать уроки из них. Потому что пока мы вместе — мы нерушимая страна и можем что-то делать. Когда мы разобщились, нас можно сломать. Нас можно победить только изнутри, если мы начнём друг с другом что-то делить.

Вы назвали два фильма. Может быть, третий?

— Мне очень нравятся патриотические фильмы, которые начали снимать про спортивные победы. Их много, но какой-то один... Мне очень понравился «Лёд», «Движение вверх».

Ещё стоит смотреть мультфильмы современные отечественные. Про трёх богатырей — классные, добрые. Я смотрел в детстве «Ну, погоди», но тогда большинство мультфильмов были иностранные. А сейчас такие хорошие наши, российские. Там есть всё для души, для воспитания хороших качеств в человеке. На самый младший возраст ориентированные мультфильмы я, правда, не видел, но, говорят, некоторые из них все мировые рейтинги бьют, миллиарды просмотров.

Вопрос немного в будущее: что может Ставрополье предложить России в качестве собственного культурного бренда? Мы хотим быть лучшими, первыми, самыми заметными. Можем ли мы найти в себе что-то, что станет культурной ценностью для всей страны?

— Сложно сказать, и даже не потому, что я недавно работаю. Мне кажется, даже через пять лет будет непросто ответить на этот вопрос. Я бы сказал так: надо искать свою культурную идентичность и приходить к ней. Если взять самое яркое, что ассоциируется со Ставропольским краем, это Кавказские Минеральные Воды. Так было, так есть сейчас. Это первое, что на слуху. Если мы эту территорию ещё сильнее разовьём, сделаем мировым курортом — нужен ли будет какой-то ещё особый культурный бренд? Может быть, он сформируется сам.

Продолжение интервью с Денисом Давыдовым, посвящённое ответу на вопросы о развитии туристической отрасли Ставропольского края, читайте в новом, 2022 году.

Авторы:Дарья Полянкина