По словам доцента кафедры экономической теории, маркетинга и агроэкономики Ставропольского государственного аграрного университета, кандидата экономических наук Натальи Довготько, сейчас жители Ставрополья и других регионов страны видят опустевшие полки магазинов, что стало следствием психологического фактора, а именно ажиотажного спроса.
«Эффект Гиффена» как одна из причин дефицита сахара
Углубляясь в экономическую теорию, можно встретить такое явление, как «эффект Гиффена». Он назван по фамилии ирландского экономиста, который обратил внимание на то, что когда люди опасаются какой-либо угрозы, начинает расти спрос на некоторые продукты.
Похожая ситуация наблюдалась в марте 2020 года, когда началась пандемия COVID-19. Однако тогда люди скупали гречку и туалетную бумагу.
Почему именно сахар?
Сейчас люди закупаются крупами, консервами и прочими товарами длительного хранения, но ажиотажный спрос наблюдается именно на сахар.
По словам эксперта, исторически сложилось, что россияне потребляют довольно много сахара. Он часто используется для домашних заготовок, что особенно актуально для юга страны, где у людей есть свои сады и огороды.
Сегодня сахар входит в традиционную корзину потребления в России.
Иррациональные покупки
На самом деле сахара человек съедает намного меньше, чем хлеба или молока. Одного килограмма хватает на пару месяцев, но люди продолжают нести домой по несколько пачек. А ведь сахар тоже не вечный: несмотря на длительный срок хранения в бытовых условиях продукт может слипнуться в комки от влажности и стать непригодным к употреблению.
Запасы сахара в стране и регионе — всем ли хватит?
Сахар, мука и гречка никуда не денутся, потому что они производятся в России, отмечает Наталья Довготько.
На сегодняшний день уровень самообеспеченности сахаром в РФ колеблется в пределах 87 процентов. Производством продукции занимаются 70 заводов. При потреблении на уровне шести миллионов тонн в год последние несколько лет в стране наблюдалось перепроизводство сахара.
Помимо отечественного производства, ещё 100 тысяч тонн сахара поставляют в Россию из Белоруссии. А из-за введения временного запрета на экспорт сахара и зерновых весь товар, за исключением тех случаев, когда оказывается гуманитарная помощь и в рамках международных транзитных перевозок, попадает на внутренний рынок. Всё это помогло сформировать запас продукта в объёме 512 тысяч тонн.
Что касается Ставропольского края, то по поручению губернатора Владимира Владимирова местные производители направили в магазины федеральной и региональной торговой сети дополнительно ещё 400 тонн сахара-песка. По мнению эксперта, этого объёма должно хватить, чтобы закрыть потребность жителей региона.
Чем опасен ажиотажный спрос?
Когда наступает «эффект Гиффена», товары часто начинают приобретать мелким оптом для перепродажи — неорганизованной розницы или маркетплейсов.
Для борьбы со спекулянтами, наряду с введением запрета на экспорт, Федеральная антимонопольная служба России начала внештатные проверки крупных производителей сахара на предмет картельного сговора. При содействии ведомства ретейлеры решили не повышать цены более чем на пять процентов.
Когда ситуация на рынке стабилизируется?
Сегодня в стране достаточно запасов сахара, вплоть до будущего сезона. Дефицита быть не должно хотя бы потому, что при благоприятных погодных условиях в России планируют увеличить сбор сахарной свёклы до 41,5 миллиона тонн. Выращиванием данной культуры занимаются 26 регионов.