пт, 26 апр.
08:31
Ставрополь
+14 °С, ясно
Эксклюзивы

Кто теперь локомотив: как изменился СКФО за 13 лет

19 января 2023, 17:16СтатьиФото: ИА «Победа26»

Сегодня, 19 января, исполняется 13 лет с момента образования Северо-Кавказского федерального округа. Руководитель «Клуба регионов» политолог Сергей Старовойтов рассказал корреспонденту «Победы26», как сейчас живут субъекты СКФО, с какими проблемами сталкиваются и какие перспективы имеют.

Эффективный коммуникатор и «больше, чем губернатор»

— Какие события вы назвали бы самыми значимыми в жизни СКФО в 2022 году?

— Для всей страны главным событием года стало начало специальной военной операции. К числу общефедеральных тенденций, также повлиявших на округ, можно отнести санкционное давление и общественно-политические задачи, которые ставило руководство страны. Одна из них — поддержка  экономики, так как санкции сказались на импортно-экспортных поставках. Вторая — мобилизация и помощь семьям участников СВО.

Были и отдельные локальные политические моменты. Например, в Северной Осетии прошли выборы в парламент. Но это событие прошло не очень заметно.

При этом на фоне СВО выросло влияние Рамзана Кадырова, закрепившего себя в статусе политического игрока, который «весит» больше, чем рядовой губернатор. Это было понятно и раньше, но в новых условиях проявилось более выпукло. Он включился во все вопросы, связанные с проведением СВО, и как глава республики, и как организатор многих процессов, и как политик, сделав ряд громких заявлений.

Политолог Сергей Старовойтов
Фото: ИА «Победа26»

Были и отдельные локальные политические моменты. Например, в Северной Осетии прошли выборы в парламент. Но это событие прошло не очень заметно.

При этом на фоне СВО выросло влияние Рамзана Кадырова, закрепившего себя в статусе политического игрока, который «весит» больше, чем рядовой губернатор. Это было понятно и раньше, но в новых условиях проявилось более выпукло. Он включился во все вопросы, связанные с проведением СВО, и как глава республики, и как организатор многих процессов, и как политик, сделав ряд громких заявлений.

Перед всеми регионами страны встали новые задачи
Фото: ИА «Победа26»

— А главы других регионов СКФО?

— Заметно проявляет себя и глава Ставропольского края Владимир Владимиров. Он много внимания уделял сохранению региона в роли продовольственной базы для всей страны, организовывал импортно-экспортные поставки, боролся за рабочие места. Вообще Ставропольский край был очень заметен в экономических процессах на федеральном уровне, в том числе в вопросах, связанных с производством. Конечно, продолжилось развитие курортного потенциала региона.

Владимиров больше других глав в СКФО претендует на роль эффективного коммуникатора с жителями. Он много внимания уделяет личному общению с земляками. 

Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров
Фото: ИА «Победа26»

Ещё я бы сказал, что неплохо себя в этом году показал глава Дагестана Сергей Меликов. Он поправил свои экономические показатели и каким-то образом ему удалось нивелировать внутриэлитный конфликт, который развивался в республике (в октябре прошлого года Меликов начал приводить республиканское законодательство в соответствие с Конституцией России. Он внёс в Народное собрание законопроект, по которому вопрос изменения границ республики переходит от местных властей к федеральным. Дагестанские кланы это не оценили и обвинили Меликова в предательстве интересов республики. — Прим. «Победы26»). Но ситуация всё-таки стабилизировалась, он показал свою эффективность.

А вот у Сергея Меняйло, главы Северной Осетии, всё было как-то не очень и в экономике, и в политике. Я бы понаблюдал в ближайшее время за этим регионом — там тенденции не самые хорошие.

В целом особых побед или провалов у регионов СКФО нет, округ развивается стабильно. Есть более успешные и менее. Например, в Дагестане высокий уровень преступности, безработица, много объектов теневой экономики, отток населения. Но есть субъекты, которые являются локомотивами, например, Ставропольский край. Если мы обратимся к стратегиям развития СКФО до 2025 и до 2030 года, то очевидно, что на федеральном уровне Ставрополье считают наиболее перспективным субъектом.

Безработица и преступность

— С одной стороны, в СКФО идёт прирост населения за счёт рождаемости, с другой — убыль из-за миграции в другие субъекты РФ.

— В округе живёт около 10 млн человек. СКФО занимает 1% всей территории России, при этом здесь проживает 7% всех россиян. То есть плотность населения высокая. На это влияет и продолжительность жизни, и большая рождаемость. Но демографы считают, что СКФО может к 2030 году недосчитаться 112 тыс. человек.

Отток происходит по экономическим причинам, потому что основная проблема регионов СКФО, за исключением Ставропольского края, — острейшая безработица. Если в среднем по стране этот показатель равен 3,4%, то в СКФО — 10%. Здесь лидер антирейтинга Ингушетия. По данным контрольно-счётной палаты республики, уровень безработицы там за девять месяцев 2022 года составил 28%. При этом в регионе средняя зарплата упала на 12%, а реальные доходы населения — на 7,3%. Так что не удивлюсь, если чуть официальные данные по миграции в ближайшее время покажут сильный отток населения из республики. Для сравнения: в Ставропольском крае уровень безработицы всего 4%.

Безработица на селе выше, чем в городе. Трудоустройство сельской молодёжи — одна из самых больших проблем. Вот в этой точке формируется самый большой потенциал для оттока населения.

В сёлах, деревнях и аулах СКФО мало работы для молодёжи
Фото: ИА «Победа26»

— Удалось ли за 12 лет искоренить терроризм в СКФО?

— Работа в этом направлении ведётся системная, очень серьёзная. Можно сказать, что своеобразным антилидером в этом вопросе является Дагестан — республика по стране занимает первое место по числу преступлений террористической направленности. За прошлый год, по данным Генпрокуратуры РФ, их количество снизилось на 14%, но в абсолютном выражении это всё равно много — 412.

Речь идёт о преступлениях, которые удалось пресечь на стадии подготовки. Во всех остальных субъектах СКФО их количество также снижается. В Северной Осетии за 2022 год таких преступлений стало меньше на 22%, в Чечне — на 20%, в Ставропольском крае — на 16%, в Ингушетии — на 11%. Результаты системной борьбы с терроризмом и экстремизмом, конечно, заметны.

Каждому по кластеру

— В Ставропольском крае расширяется аэропорт Минвод, его пропускную способность увеличивают до 10 млн человек в год. Губернатор Владимир Владимиров сказал, что это делается с учётом туристического потенциала и края, и других регионов СКФО. Получается, что Ставрополье становится важным транспортным узлом. Стоит ли регионам СКФО объединиться для развития туризма или лучше, чтобы каждый продвигал сам себя?

— Идея губернатора Владимирова понятна и логична: сейчас, на этапе развития, сделать из Ставропольского края хаб — и транспортный, и туристический — для всех, кто прилетает на Северный Кавказ. Это очень интересная стратегия. Многие страны её используют. Например, Стамбул является таким же хабом для азиатско-арабского направления. И они борются за это положение. Ведь если вы пропускаете через себя большое количество туристов, то они тратят свои деньги у вас. И борьба за роль туристического транспортного хаба — очень серьёзная заявка. У региона в ней большой плюс — курорты КМВ.

Курорты КМВ прочно ассоциируются со Ставропольским краем
Фото: ИА «Победа26»

А вот «Кавказ.РФ» (акционерное общество, созданное в 2022 году и объединившее «Курорты Северного Кавказа» и «Корпорацию развития Северного Кавказа». — Прим. «Победы26») надо выстроить туристическую специализацию регионов, чтобы у каждого было чёткое и понятное позиционирование. Это единственный логичный путь. Тогда турист из России в первую очередь будет понимать, зачем и куда ему ехать и как выстроить своё, например, двухнедельное путешествие по Кавказу. Прилетев в аэропорт Минвод или Ставрополя, он сможет посмотреть ещё несколько регионов СКФО. Естественно, это приведёт к внутренней конкуренции. И здесь всё зависит от лоббистского потенциала глав и опыта региональных команд в переговорах с федеральным правительством, корпорациями, инвесторами. Кто эффективнее поработает сейчас, тот и получит лучший результат.

— В чём особенности Стратегии развития СКФО до 2030 года?

— Стратегия развития СКФО, которая принята до 2030 года и профинансирована федеральным правительством, если я не ошибаюсь, на 3 млрд рублей до 2025 года, подразумевает в первую очередь специализацию регионов с точки зрения промышленного развития. То есть в каждом регионе планируется поддержать развитие какого-то промышленного кластера. В Ингушетии — алюминиевого, в Дагестане — стекольного и обувного, в Кабардино-Балкарии — вольфрамо-молибденового. В Карачаево-Черкесии построят горно-обогатительный комбинат для добычи медноколчеданной руды, в Северной Осетии появится плодово-овощной кластер, в Чечне — по стройматериалам, в Ставропольском крае — по производству удобрений азотных соединений. Они станут теми точками роста, которые укрепят и усилят экономику регионов СКФО.

Авторы:Дарья Куличенко