Первый троллейбус вышел на улицы Ставрополя 1 августа 1964 года. За долгую историю работы на предприятии менялись поколения сотрудников и самого транспорта. Сегодня автопарк насчитывает 63 единицы, из которых две машины — учебные. Самый старый троллейбус города — 1989 года выпуска, а самый молодой — 2010 года.
«Этот транспорт очень важен для людей! Мы ежедневно получаем благодарность от жителей и гостей города за работу»,
— говорит первый заместитель директора государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Крайтранс» Андрей Дзюбленко.
В среднем ежедневный пробег одного троллейбуса — 144 км. Самым коротким считается маршрут № 1 — на нём 37 остановок. Самый длинный и загруженный — маршрут № 7, там 66 остановок. Протяжённость контактной сети, по которой двигаются троллейбусы — 116 км.
Обычному пассажиру общественного транспорта видна лишь малая часть работы сотрудников троллейбусного депо. Сейчас здесь трудятся 360 человек, 166 человек — водители, четверть из них — женщины.
«Я люблю водить, люблю общаться с людьми и наблюдать за их жизнью. У нас очень большой поток людей — кто-то едет на работу, кто-то ребёнка в садик везёт. Мне нравится всё это видеть»,
— делится водитель Елена Бакланова.
Первый троллейбус отправляется на смену в 05:30. Перед рейсом водитель обязан пройти медицинский осмотр: измерить давление, пульс, температуру и пройти алкотестер. После этого надо отметиться у диспетчера, с которым он будет поддерживать связь весь рабочий день.
Следующий этап — проверка транспорта, которую проводит водитель. Особое внимание — на приёмник, или, как его называют в народе, «рога». Только после этого транспорт может выходить на линию.
«Мы смотрим за движением транспорта по карте. У каждого троллейбуса установлен ГЛОНАСС. С помощью этой системы мы отслеживаем, если возникают какие-то затруднения в движении — мы предупреждаем водителей»,
— рассказывает диспетчер троллейбусного управления Ольга Жигулина.
Внутри предприятия работа кипит — в цеху профилактических осмотров ежедневно проверяют транспорт, стараясь устранить неполадки в короткие сроки. В соседнем здании — цех по капитальному ремонту. Мойка троллейбусов сейчас производится вручную, но в скором времени здесь планируют построить автоматический моечный комплекс.
Среди водителей троллейбусного предприятия есть старожилы — многие работают по 30–40 лет. Алексей Агеев за рулём общественного транспорта 45 лет. Признается, что поначалу просто нравилось кататься, а потом работа затянула.
«Троллейбус и я — одно целое. Голова уже срабатывает автоматически: куда повернуть, что нажать. Я за столько лет работы уже слился с машиной»,
— говорит водитель.
А вот Павел Гиренко работает в депо уже полвека. Троллейбусом мужчина уже не управляет, зато делится своими знаниями с новым поколением — работает инструктором и наставником.
«Работу надо любить. Если любить не будешь, то и не проработаешь долго. Я любил троллейбус, всегда ухаживал за ним. И главное для меня было — чувствовать благодарность от пассажиров»,
— рассказывает водитель-наставник троллейбусного управления Павел Гиренко.
По словам водителей, сейчас работать стало сложнее: транспорт стареет, автомобилей на дорогах стало больше, да и другие участники движения порой ведут себя агрессивно.
В День рождения троллейбуса сотрудники депо пожелали только одного — обновления транспорта и безопасности на дорогах.