Заслуженный работник связи России Галина Зайцева разносит почту уже больше полувека. После окончания школы в станице Баклановской женщина хотела учиться на медика, но не хватило двух баллов в аттестате. Тогда она решила пойти на подкурсы и временно поработать на почте. Уж очень понравилась форма почтальона — синяя со светло-голубым куртка, в которой ходила знакомая из соседнего села.
Позже по семейным обстоятельствам — умер муж, нужно было поднимать одной ребёнка — от учёбы в медицинском пришлось отказаться. А на почте не хватало сотрудников, и, работая за троих, можно было получить надбавку. Так, Галина Петровна решила остаться в мире писем, газет и бандеролей. Вслед за ней на почту устроилась и сестра, которая до сих пор работает в одном из сельских отделений связи Ставрополья.
«Я на работу к семи утра хожу, вообще-то к восьми должны, но я уже к семи прихожу, потому что всегда есть чем заняться. Сортирую газеты, потом письма. Я же всех на своём участке знаю. Бывает указан адрес и нет номера квартиры. Ничего, я уже знаю, кто где живёт»,
— рассказала Галина.
Более чем за полвека работы почтальоном Галина Зайцева прошла пешком тысячи километров. В дождь, в зной, снег и гололёд. Несмотря на возраст, она и сейчас с «толстой сумкой на ремне» не идёт, а словно летит по улицам к своим адресатам, чтобы всем вручить в срок нужную корреспонденцию: извещение, письмо или любимую газету к завтраку.
В работе сталкиваться приходилось с разным. Злые собаки в частном секторе, недобрые люди, которые относились к почтальону то настороженно, то агрессивно. Нередко выручал только юмор.
«Сейчас же везде домофоны. Вот я на своём участке как-то иду, звоню в домофон, а мужчина мне: «Пошла…». Ну я не растерялась, снова набираю его, говорю, извините, пожалуйста, мне туда одной не хочется ходить. Ну спуститесь, пойдём вместе. Каких только людей нет!»
— вспоминает женщина.
Профессия почтальона предполагает большое количество контактов с людьми, поэтому опытный работник почты должен быть хорошим психологом, а то и психотерапевтом. И это отлично получается у Галины Зайцевой. Коллеги порой даже просят её пообщаться с особо эмоциональными клиентами. Ставропольчанка с успехом разрешает конфликтные ситуации, потому что старается относиться к людям с пониманием.
«Сейчас нервы у многих расшатанные, люди легко зажигаются, поэтому я сразу вижу, что пришёл такой человек и иду к нему: «Давайте поговорим». К нам однажды пришла возмущённая женщина с какой-то проблемой. Я расспросила её, мы разговорились, и помогла ей решить вопрос. Начальник заходит, а она уже смеётся, довольная такая. А не выслушай я её — она бы скандал устроила»,
— рассказала Галина.
На случай встречи с агрессивными собаками почтальоны носят с собой газовые баллончики. Правда, Галину Петровну часто даже собаки на участке знают.
«Вот у меня вчера коллега мой жаловался. Что делать, говорит, на меня собака напала. А я эту собаку знаю и она меня. Она ещё щенком была, когда мы познакомились. Правда, сейчас такая злющая стала. Её хозяин вчера взял и отвязал, а почту-то доставлять надо»,
— рассказала Галина Зайцева.
Но чаще всего Галина Петровна вспоминает о своих подопечных по-доброму. Рассказывает, что за время её работы уже малыши стали родителями, а иные перешли в разряд дедушек и бабушек.
«Меня все знают. Когда пошла на почту работать — некоторых в коляске катали, а сейчас им уже по 50 лет. Они меня встречают: «Господи, сколько лет Вы работаете?» Я отвечаю: «Скоро 52»,
— улыбается почтальон.
Главное качество, которое необходимо почтальону, считает Галина Зайцева, — это терпение. В работе с людьми это основное. Нетерпеливые надолго в этой сфере не задерживаются. Почтальон должен быть внимательным, обязательным, порядочным, добрым к людям. Ведь нужно не только уметь носить нелёгкие сумки с корреспонденцией в любую погоду. Необходимо правильно заполнять всю документацию.
«Сейчас у нас всё по-новому. Мы раньше просто носили, например, заказные письма. Я прихожу к вам и говорю: «Вам пришло заказное письмо — получите-распишитесь». А сейчас нужно извещение заполнять. Паспортные данные вписывать. Это долго. А есть клиенты, которые говорят: «Никакой паспорт я вам не дам. Потом придётся кредиты оплачивать»,
— посетовала Галина Петровна.
Ещё в 1990-х за преданность своему делу Галина Зайцева была удостоена краевой награды «Мастер связи», а позднее получила звание «Заслуженный работник связи России». Она не хочет оставлять свою работу, несмотря на солидный стаж, хотя даже дочь уговаривает уйти на отдых.
Галина Петровна остаётся в почтальонском строю. В день профессионального праздника она желает своим коллегам и клиентам здоровья, побольше подписок на разные издания, а почте — побольше молодых сотрудников.