вс, 05 май
04:01
Ставрополь
+4 °С, облачно
Эксклюзивы

Поговорим о важном? Какой школьный урок беспокоит ставропольцев больше всего

20 ноября 2023, 10:41СтатьиФото: Светлана Школина / ИА «Победа26»

Каждый понедельник в школах Ставропольского края, как и по всей России, начинается с урока «Разговоры о важном». Новшество появилось год назад. Однако и сейчас вокруг «новенького» не утихают споры. Что тревожит родителей школьников, выясняла корреспондент «Победы26».

Гладко было на бумаге

С 4 сентября ставропольские школьники посетили уже 11 «Разговоров о важном». Не только темы, но и полные сценарии, а также дополнительные материалы для проведения уроков каждый желающий может найти на специализированном сайте.

На главной его странице говорится, что «Разговоры о важном» — это цикл внеурочных занятий. В основном они «связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России», а комплект методических материалов для педагогов носит рекомендательный характер.

Судя по содержанию сайта, в сентябре дети успели обсудить с учителями такие темы, как «День знаний», «Там, где Россия», «К 100-летию со дня рождения Зои Космодемьянской» и «Избирательная система России (30 лет ЦИК)». Октябрь был посвящён Дню учителя (советника по воспитанию), взаимоотношениям в коллективе, 115-летию российского кино, Дню подразделений специального назначения и Дню народного единства.

На ноябрь пришлись три урока — «Россия: взгляд в будущее», беседа «О взаимоотношениях в семье» и «Что такое Родина?» Планы на декабрь пока не опубликованы.

При этом темы общие для всех классов — от первого до 11-го, а также для учреждений среднего профессионального образования. А если заглянуть в сами сценарии, то окажется, что и цели, ценности, а также основные смыслы — едины для всех. Отличаются уроки, по сути, только лексикой и дидактическими материалами.

Темы для РОВ общие, но сценарии адаптированы под разный возраст
Фото: ИА «Победа26»

Так, в День знаний школьникам показали видеопоздравление от президента РФ Владимира Путина, его встречу с лучшими учениками страны, а также выступление федерального спикера — Юрия Вяземского. Кроме того, малышей ожидали фрагмент мультфильма «Сойдёт и так» и интерактивные игры, а для старшеклассников подготовили видеоролики с историями успешных людей и рассказом о Российском обществе «Знание».

Заявленные цели этих уроков — формирование у школьников навыков общения, интереса к учёбе, представлений о правах и обязанностях граждан, воспитания нравственных и жизненных ценностей, любви к родине, её истории, природы, культуры. Так что же беспокоит родителей?

Про сожжённых фашистами и захваченных террористами

Первое, что вызывает вопросы у родительского сообщества — это обязательность посещения предмета. Ведь если он относится ко внеурочной деятельности, то обязан ли ребёнок на нём присутствовать?

С таким вопросом в редакцию «Победы26» обратилась жительница Ставропольского края — мама ученицы начальной школы. Женщина попросила не называть её имени. Она рассказала, что её дочь ходит на занятия по иностранному языку именно в то время, когда по расписанию идут «Разговоры о важном», однако школа настаивает на их посещении.

Ситуацию прокомментировали специалисты краевого минобра. Ссылаясь на федеральный закон об образовании, они заявляют, что образовательная программа включает в себя урочную и внеурочную деятельность, и то и другое обязательно к исполнению.

Впрочем, у тех, чьи дети исправно ходят на «Разговоры о важном», тоже немало вопросов. «Победа26» поговорила с родителями и школьниками из Ставрополя. На условиях анонимности они поделились своими историями и мнением о новом предмете.

В частности, родители одной из учениц третьего класса ставропольской гимназии рассказали, что их дочери стало плохо после того, как девочка прослушала очередной «Разговор о важном». Почему-то в обход всех сценариев детям рассказывали об ужасах концлагерей — о том, например, как фашисты просеивали прах сожжённых в крематориях, чтобы отыскать золотые зубы своих жертв. Ребёнка стошнило.

«Дочка, ей почти восемь, в первый раз пришла из школы испуганная и встревоженная — 4 сентября они вспоминали детей Беслана, и она подумала, что их школу тоже могут взорвать «фашисты». Остальные разговоры вообще не помнит, хотя всегда спрашиваю, о чём и какими словами рассказывают»,

— делится мама другой школьницы, ставропольчанка Татьяна.

Некоторых детей темы обсуждений пугают
Фото: ИА «Победа26»

Откуда взялись эти темы? Ведь ни в одном из утверждённых сценариев урока о таком нет ни слова, а 4 сентября вообще по плану был урок, посвящённый Дню знаний.

Объяснение этому, по всей видимости, можно найти в статье 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В ней сказано, что «образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности».

«Сидишь и получаешь пятёрки»

О чём же на самом деле рассказывают ученикам? Что, с точки зрения учителя, является по-настоящему важным?

Одни ребята говорят, что уроки идут по плану: им рассказывают о патриотизме, дружбе, способах решения конфликтов. Старшеклассникам, к слову, такой вариант кажется скучной тратой времени. А вот среди младших школьников нашлись те, кто искренне полюбил новый предмет.

«Он очень весёлый и позитивный. И самое хорошее — нет никаких контрольных. Просто обсуждаем мультфильмы, истории, поговорки подбираем. Недавно было урок о науке, о дружбе, о разных понятиях, которые пригодятся нам в будущей взрослой жизни. В самом начале занятия поём гимн. Мне нравится этот урок, потому что там не надо ничего писать. Сидишь спокойно, разговариваешь, получаешь пятёрки»,

— заявил второклассник Вячеслав.

Сами школьники высказывают противоположные мнения о новом уроке
Фото: ИА «Победа26»

А вот старшеклассницам Анне и Виктории повезло меньше. Девушки учатся в выпускном классе, и учитель пытается морально настроить своих подопечных на предстоящие экзамены. Причём делается это почему-то через отрицательную мотивацию.

«На нас часто кричат, рассказывают, что мы глупые, бездельники. Какая тема запомнилась? Да никакая. Не нравится этот урок»,

— искренне возмущены будущие выпускницы.

Авторы:Юлия Яковенко