вс, 05 май
04:16
Ставрополь
+3 °С, дождь
Эксклюзивы

Хранят историю: какие тайны о знаменитых жильцах могут рассказать дома Ставрополя

14 декабря 2023, 19:04СтатьиФото: Светлана Школина / ИА «Победа26»

На улице Комсомольской в Ставрополе сохранились памятники культурного наследия — здания с богатой историей. О том, что это за дома и какие известные личности в них жили, «Победе26» рассказала ставропольский экскурсовод Ангелина Жаркова.

Улица Комсомольская в дореволюционные времена называлась Барятинской  — в честь князя Александра Ивановича Барятинского. Эта улица была одной из самых лучших в городе, так как была сухая весной и осенью в период обильных грунтовых вод, подмывавших фундаменты. Чаще всего здесь проживали чиновники и купцы.

Чуть ниже по улице проблема с грунтовыми водами до сих пор осталась. В цокольных помещениях и сегодня бывает достаточно сыро.

Во время оккупации Ставрополя немцы переименовали большинство улиц. Эта улица была названа 3 Августа, так как именно в эту дату город заняли немцы. Когда Ставрополь освободили, улица чуть позже изменила название. Она стала Комсомольской — в честь Коммунистического союза молодёжи.

Жили вшестером во флигеле

Одно из самых красивых усадебных зданий, которые сохранились до наших дней, находится на улице Комсомольской, 125. Дом принадлежал выдающемуся ставропольскому архитектору с непростой судьбой — Григорию Павловичу Кускову. Здание построили в 1899 году на усадебном участке, принадлежавшем его супруге. Домик оригинальный, небольшой, но при этом уютный. Он выполнен из природного камня в эклектичном стиле, характерном для того времени.

Дом архитектора Г. П. Кускова
Фото: Александр Скрыпник / «Победа26»

Архитектор жил здесь со своей супругой и четырьмя дочерьми. Дети учились в Ольгинской гимназии (сейчас там расположена школа-интернат №36).

Григорий Павлович родился в Кубанской области. После окончания школы родители отправили его в Санкт-Петербург на обучение, где он стал гражданским инженером.

«Затем он прибывает в Ставрополь и за свою достаточно долгую жизнь, по 1937 год, успеет построить более 40 церквей и четыре мечети. Помимо этого, были и гражданские постройки»,

— рассказала Ангелина Жаркова.

Экскурсовод Ангелина Жаркова
Фото: Александр Скрыпник / «Победа26»

После революции Григорий Кусков больше не строил — его поставили контролировать соблюдение общегосударственных норм и местных постановлений по строительной части. При этом семью именитого архитектора, так много сделавшего для города, выселили из дома. Особняк был расквартирован, а его бывшие хозяева жили в дворовом флигеле: шесть членов семьи Кусковых долго ютились в небольшом помещении. Григорий Павлович умер в 1937 году за рабочим столом, рассказывала его дочь.

Сейчас в этом доме расположены две квартиры, и одну из них хозяева привели в удивительный порядок. Они отремонтировали её внутри по всем правилам реставрации и восстановили первозданный вид фасада и части крыши.

Табличка на доме по улице Комсомольской, 125
Фото: Александр Скрыпник / «Победа26»

Григория Павловича похоронили на Успенском кладбище. Место его захоронения обнаружили в 2000-х годах. Это небольшая могила, где написано: «Здесь похоронен ставропольский архитектор Григорий Павлович Кусков».

«Такая незавидная история человека, чьей руке принадлежит, например, Дом губернатора (сегодня это здание городской администрации на проспекте Карла Маркса), наша Андреевская церковь и дом Панова, где сейчас  находится физиолечебница»,

— посетовала Ангелина Жаркова.

Долгожданная реставрация

Через дорогу от дома Кускова находится ещё одно историческое здание, принадлежавшее Адриану Торбину. По архивным сведениям, в Ставрополь этот человек пришёл буквально босым, у него не было ничего. В скором времени он смог сколотить свою группу рабочих, с которыми они брали подряды на строительство домов. В этом деле Адриан Торбин достиг большого успеха.

Дом Адриана Торбина
Фото: Александр Скрыпник / «Победа26»

Дом на улице Комсомольской, 120/1, построили по проекту Григория Кускова, с которым Торбин дружил.

«Если вы вспомните фасады Дома губернатора, они похожи. Есть даже предположение, что его автор, Кусков, решил немножко переделать фасад, расположение входной группы, сместив правую часть здания. При этом оставили даже две кариатиды под входной группой. На самом деле было две кариатиды в виде женщин-русалок, которые поддерживали балкон. Похожие кариатиды есть у нас на здании Дома губернатора, только там их четыре»,

— отметила гид.

Эти кариатиды не пережили Гражданскую войну. Современники рассказывали, как в один из дней скульптурные конструкции разрушили ломами.

В здании на Комсомольской, 120/1, Адриан Торбин проживал со своей супругой и детьми. У них тоже было четыре дочери, они дружили с детьми Кускова и тоже учились в Ольгинской гимназии.

После революции здесь располагался штаб комсомольцев. Долгие годы в здании находился краевой комитет радиовещания. В последнее время строение пустовало и пришло в запустение. 

«Особенно жаль балкон. Там с восточной стороны, в кованой части, видны инициалы хозяина: А. Т. (Адриан Торбин)»,

— пояснила экскурсовод.

Недавно, наконец, началась реставрация этого здания. Ангелина Жаркова беседовала с подрядчиком, и тот рассказал, что здание полностью восстановят вместе с кариатидами. Внутри сохранилась красивая чугунная лестница и метлахская плитка на полу. Также целыми остались небольшие помещения, где, по всей видимости, были конюшни и каретные.

Дом революционера и змей

На улице Комсомольской, 113, расположено ещё одно здание с богатой историей. Сейчас здесь находится Ставропольский краевой зооэкзотариум, в котором обитают змеи, ящерицы и другие представители фауны.

Отчий дом Германа Лопатина
Фото: Александр Скрыпник / «Победа26»

Дом построен в 1852 году. Эту дату можно увидеть на кованой части крыльца. Здание принадлежало родителям Германа Александровича Лопатина. Сам он родился не здесь, а в Нижнем Новгороде. В Ставрополе Герман оказался, когда его отца перевели сюда по службе.

Крыльцо дома Лопатиных
Фото: Александр Скрыпник / ИА «Победа26»

Герман Лопатин блестяще окончил ставропольскую мужскую гимназию и отправился в Санкт-Петербург. Там он, как это нередко бывало с молодёжью того времени, проникся революционными настроениями и примкнул к сторонникам радикальных взглядов. Он не раз оказывался в ссылках за свою приверженность идеям революции, несколько раз был за рубежом. Сегодня о Лопатине известно, главным образом, то, что именно он перевёл на русский язык «Капитал» Карла Маркса.

«Дом полностью сохранился. Мне было бы приятнее видеть здесь музей политической истории России. Чаще всего в крупных городах с такими особняками поступают именно так, открывая музейную коллекцию»,

— поделилась мыслями Ангелина Жаркова.

Экскурсовод показала тоненькую книжку 1926 года, в которой П. Лавров описал своего друга Германа Александровича. Там приводятся краткие биографические данные: где родился и учился, а также отношение родителей Германа к его революционной деятельности. Они не были рады тому, какой путь выбрал их сын, для отца это было большим потрясением. Это в итоге подорвало его здоровье.

В конце концов жизнь пламенного революционера закончилась трагически. В очередной раз попавшись в руки охранки, Лопатин сначала выслушал смертный приговор, а затем отправился в одиночную камеру Шлиссельбургской крепости — казнь заменили на пожизненную каторгу. В 1905 году политическим заключённым объявили амнистию, и он вышел на свободу. Однако здоровье его было сильно подорвано, и он скончался от рака в 1918 году. 

Полная прогулка с Ангелиной Жарковой по улице Комсомольской — в видеосюжете «Победы26».

Видео: ИА «Победа26»