пт, 10 май
23:33
Ставрополь
+9 °С, ясно
Эксклюзивы

Сжигать на водороде: изобретатель из Ставрополя придумал, как избавиться от «Белой горы» в Невинномысске

11 февраля , 16:39СтатьиФото: ИА «Победа26»

Изобретатель из Ставрополя Гамлет Аракелян придумал водородную установку и способ очистки отвалов фосфогипса, оставшихся от работы «Невинномысского Азота». Но его идеи пока не заинтересовали ни предприятие, ни властей города. Подробности — в материале «Победы26».

Стройматериалы из отходов?

Ставрополец Гамлет Аракелян уже много лет руководит строительной фирмой, а на досуге занимается изобретательством. Больше десяти лет назад он придумал водородную турбогенераторную установку, температура внутри которой поднимается до 1800–2000 градусов.

«По сути, я решил проблему, над которой бьются во всём мире: высокая теплоотдача с минимальными затратами. Аналогов этой установке нет. Изобретение запатентовано в нескольких странах»,

— рассказал Аракелян.

Изобретатель Гамлет Аракелян
Фото: Дмитрий Ахмадуллин / ИА «Победа26»

Принцип действия установки таков: в специальной ёмкости смешивается 90% воды с 10% углеводорода, который служит катализатором. Затем смесь нагревается, выделяется водород и начинает гореть, создавая внутри установки высокую температуру.

Несколько лет назад Аракелян разработал процесс переработки фосфогипса. По его словам, основная проблема с этим видом отходов состоит в том, что из него тяжело выпарить воду. Для этого нужна очень большая температура — как раз такая, какая получается в его установке.

На Ставрополье фосфогипса много — знаменитая «Белая гора» в Невинномысске, образованная из отходов одного из работающих там промышленных гигантов.

«Проведённые мною опыты на этом фосфогипсе позволили получить на выходе строительный гипс марки 100. В мире такого гипса нет, потому что природные известняки, из которых его получают, не выше марки 25»,

— рассказал Аракелян.

Температура внутри установки может достигать 2000 градусов
Фото: Дмитрий Ахмадуллин / ИА «Победа26»

Использовать очищенный гипс, по словам изобретателя, можно в строительной отрасли, т.к. материал получается прочным и водонепроницаемым. С помощью установки он предлагает также очищать фосфогипс от вредных примесей и делать чистый фосфогипс для использования в сельском хозяйстве.

Фосфогипс используют в сельском хозяйстве, чтобы снижать засоленность почв и избавлять от заболоченности
Фото: Дмитрий Ахмадуллин / ИА «Победа26»

Для этого Аракелян предлагает построить на территории невинномысского индустриального парка два завода — по производству гипса и по производству гранулированного фосфогипса. Запасов «Белой горы», по его подсчётам, хватит минимум на 30 лет работы обоих предприятий. Строительство заводов, по мнению изобретателя, поможет трудоустроить порядка 1,7 тыс. человек.

Однако компания, которой принадлежат отходы, инициативу не поддержала, хотя переговоры о выкупе отвалов фосфогипса, по словам Аракеляна, велись. Проигнорировали идею по строительству завода и в местной администрации.

Опасные или нет?

Что за «Белая гора» и откуда она взялась? С 1962 года в Ставропольском крае работает завод «Невинномысский Азот», до начала 2000-х годов производивший фосфорные удобрения. Побочным продуктом был фосфогипс, остающийся после получения фосфорной кислоты, требующейся для этого вида удобрений. Главным образом фосфогипс состоит из гипса — 94–95%, неразложенного апатита — 1,77% и монокальцийфосфата — 0,18%.

Изобретатель утверждает, что его способ переработки поможет получить гипс марки 100 после переаботки фосфогипса от «Невинномысского Азота»
Фото: Дмитрий Ахмадуллин / ИА «Победа26»

Отвалы этого вещества почти 40 лет складировались недалеко от реки Барсучки. Сейчас, по предварительным подсчётам изобретателя, его там лежит около 18 млн тонн.

По словам доцента кафедры физики и технологии наноструктур и материалов физико-технического факультета СКФУ, кандидата химических наук Марии Ясной, утилизация фосфогипса — давняя проблема всех предприятий, производящих минеральные удобрения, потому что в этом процессе используется природный апатит. Т.к. это природное сырьё, то в минерале много примесей — в первую очередь, соединений фтора и недопрореагировавших соединений фосфора, которые остаются в фосфогипсе после всех процессов. Кроме того, возможно и наличие радиоактивных элементов, в зависимости от происхождения сырья.

«Методов по переработке фосфогипса и по уменьшению содержания в нём фтора и фосфора разработано много. Это важно, т.к. эти элементы загрязняют окружающую среду. Они могут испаряться, образуя ядовитые соединения, а могут попадать через почву в грунтовые воды. Есть данные, что с одной тонны этих отходов в год до 10 грамм газообразного фтора может уходить в атмосферу»,

— рассказала Ясная.

Мария Ясная
Фото: ftf.ncfu.ru

При этом она уточнила, что фтор — очень сильный окислитель, который вступает в реакцию в том числе с кислородом и водой, и сильный коррозионный агент, т.е. вызывает коррозию многих металлов, может вступать во взаимодействие со множеством материалов и превращать их в ядовитые вещества.

И фтор, и фосфор — ядовиты. Первый элемент часто добавляют в зубные пасты для укрепления зубной эмали, но там его концентрация небольшая. В больших концентрациях фтор может провоцировать заболевания желудочно-кишечного тракта, вызывать лёгочные заболевания.

Гипс марки 100 — уникальный материал, в естественных условиях он не встречается
Фото: Дмитрий Ахмадуллин / ИА «Победа26»

В пресс-службе «Невинномысского Азота» корреспонденту «Победы26» заявили, что отвалы фосфогипса относятся к пятому классу отходов. Они маркируются как «практически неопасные». С фосфогипсом в одном ряду стоят деревянная тара, опилки, незагрязнённые полиэтиленовые и пластмассовые отходы, лампы накаливания, соломенная и древесная зола и т.д. Иными словами, на заводе утверждают, что фосфогипс не опасен ни для людей, ни для окружающей среды.

Что в итоге?

В администрации Невинномысска «Победе26» ответили, что Аракеляну в строительстве заводов было отказано, т.к. земельный участок, где предлагалось расположить производства, не соответствовал требованиям для таких объектов.

Кроме того, по российскому законодательству только собственник отходов может организовывать их утилизацию, заключив договоры со специализированным предприятием, у которого должно быть право на выполнение таких работ.

Аракелян также уверен, что с помощью его установки можно перерабатывать отходы из шламонакопителей завода «Люминофор» в Ставрополе
Фото: Дмитрий Ахмадуллин / ИА «Победа26»

Оценить эффективность установки и способа переработки «Белой горы», по имеющейся в распоряжении редакции презентации, оказалось сложно. Химик Мария Ясная пояснила, что для этого не хватает некоторых данных.

Во-первых, не прописано, как именно будут реагировать вещества, содержащиеся в фосфогипсе, при нагревании их до 2000 градусов. Указано, что получается на выходе, но нет химических формул. Во-вторых, по её словам, в любом случае при прокаливании этих отходов будет выделяться фтор. При этом данных о том, в каком количестве и как именно изобретатель собирается избавляться от него, в презентации тоже нет. В-третьих, непонятно, насколько безопасны получаемые в итоге материалы.

Ответы на эти вопросы, по мнению эксперта, могут помочь приблизить проекты изобретателя к реализации.

Авторы:Дарья Куличенко