В репертуаре Новороссийского городского театра 28 спектаклей. Ставропольцам покажут четыре из них — притчу «Очень простая история» (12+), трагикомедию «Играй, скрипач!» (12+), музыкальную комедию «Последняя любовь Ходжи Насреддина» (+16) и сказку для детей «Влипсики» (5+).
«Эти спектакли мы показывали у себя в городе и на фестивалях. Все они, так скажем, проверены и очень нравятся зрителям»,
— рассказал Евгений Кушпель.
Каждая из постановок не оставит зрителей равнодушными, и каждый сможет найти в них что-то для себя. «Играй, скрипач» — это, как рассказал руководитель театра, поминальная молитва, поставленная по пьесе Григория Горина.
«Я считаю, что это наиактуальнейшая на сегодняшний день пьеса. Зрители должны просто прийти и посмотреть её. И они сразу поймут, почему я так утверждаю»,
— отметил спикер.
«Влипсики» (5+) поставлены по книгам писательницы и детской художницы из Санкт-Петербурга Кати Матюшкиной. У новороссийского театра есть персональное разрешение на инсценировку одного из рассказов, по сюжету которого далеко в лесу на большом дереве в крохотных дуплах живут маленькие человечки — влипсики. Они мажут свои ботинки специальным клеем — ляпой, чтобы не свалиться с веток. Однажды к ним на дерево пробрался Древесный Призрак и всех перепугал. И человечки вынуждены были справляться со злостным нарушителем их порядка.
А завершающая гастроли музыкальная комедия Бориса Рацера и Владимира Константинова «Последняя любовь Ходжи Насреддина» зацепит яркими декорациями, красивыми костюмами, восточными песнями и танцами. В спектакле рассказывается о том, как после долгих лет скитаний мудрец и пересмешник Насреддин вместе с верным учеником Рашидом возвращается в Бухару, где все считают, что он давно умер. Насреддин не только опровергает этот слух, но и рождается заново благодаря дочери чайханщика — красавице по имени Зульфия. В спектакле много шуток, в которых высмеиваются человеческие пороки: стяжательство, предательство и жадность.
«Эту постановку мы решили привезти, так как я считаю, что в такое непростое время людям нужно улыбаться, смеяться и приходить в театр за положительными эмоциями»,
— поделился режиссёр.
В трёх спектаклях занята почти вся труппа новороссийского театра. Как рассказал Кушпель, у них работает не больше 20 человек: три режиссёра, художник по свету, звукорежиссёр и актёры. В составе нет гримёров и художников по декорациям и костюмам. Артисты всё делают сами и с большой тщательностью подходят к каждому костюму, который готовят для постановки.
Новороссийский театр приехал в Ставрополь первый раз, а вот актёры нашего театра драмы имени М.Ю. Лермонтова были у них в гостях уже дважды. И, как подчеркнул спикер, такой обмен опытом даёт очень многое как актёрам и режиссёрам, так и зрителям.
«Наши зрители очень любят ваш театр. Он замечательный. И мы тоже буквально с первого спектакля влюбились. Наша труппа и наши актёры постоянно ходят и смотрят ваши спектакли, потому что они масштабные, они актёрски интересные»,
— сказал Кушпель.
Такой обмен опытом, по его словам, в первую очередь, освежает коллектив. Ведь когда ты работаешь в одном и том же театре на одной и той же площадке годами, то глаз замыливается. Впрочем, как и у зрителя. А всегда интереснее смотреть что-то новое и подмечать находки актёров в игре или в режиссёрской работе, особенно если речь идёт о классических произведениях, которые часто ставятся.
«У каждого актёра и режиссёра есть свой почерк, своя индивидуальность. И даже если тебя очень любят, это всё может приесться. И вот, чтобы переключить их внимание, полезно, чтобы приехал другой театр, чтобы зритель посмотрел другие спектакли, чтобы мог соскучиться за своими актёрами, за их энергетикой»,
— рассказал режиссёр.
При этом он подчеркнул, что никакой конкуренции в данном случае нет. Новороссийский театр с удовольствием принимает у себя в гостях другие труппы. Только за неполный 2024 год к ним приезжали с гастролями 16 театров — от Камчатки до Норвегии.
По словам Кушпеля, у обмена сценами есть ещё одно преимущество — можно увидеть новые формы для воплощения произведений. Например, спектакль по «Преступлению и наказанию» в стиле рэп. А новые формы и способы прочтения классики восхищают и привлекают в театр молодёжь.
Художественный руководитель отметил, что театр сейчас у них пользуется большей популярностью среди подростков и молодых людей, чем среди взрослых. По его мнению, тут несколько причин. Первая — люди от 45 лет не так активно пользуются интернетом для поиска афиш спектаклей. Вторая и самая важная — это появление «Пушкинской карты», по которой посещение спектаклей для школьников и студентов стоит дешевле.
«В 90-е годы театр провалился в яму и никому не был нужен. Все ходили в видеосалоны. И родители детей, которые сейчас к нам приходят, — они ведь никуда не ходят. Им не нужен театр. Они даже не знают, что в городе есть профессиональный театр. И спрашивают: «А где реклама про театр, где пишут?» И при этом сами не вылазят из телефона, смотрят ролики короткие в соцсетях»,
— рассказал спикер.
Так что «Пушкинская карта» и новые форматы в театре, безусловно, пробуждают у молодёжи интерес к искусству. Ничего страшного, если сначала школьник услышит рэп по Достоевскому, считает режиссёр. Скорее всего, этот школьник потом прочитает оригинал, а затем — придёт на следующий спектакль.