На рынок труда в нашей стране вышли малочисленные поколения 1990-х и 2000-х годов. Это повлекло за собой такие явления, как низкий уровень безработицы и постоянный рост числа вакансий. Ставрополье отражает общероссийские тенденции. Так, по итогам первого квартала 2024 года на сервисе «Авито Работа» в крае опубликовали в 1,6 раза (+64%) больше вакансий по сравнению с тем же периодом прошлого года. Соискателям доступно около 49 тыс. мест для трудоустройства.
Из главных трендов рынка труда в регионе — расширение границ найма, привлечение на рынок труда ранее не особо активных групп соискателей (молодёжь, старшее поколение, родители в декрете). Работодатели охотно принимают начинающих сотрудников и обучают их на рабочем месте. Группа вакансий для кандидатов без опыта и студентов с начала года выросла в Ставропольском крае на 192%.
Ещё один из трендов рынка труда — быстрый найм. Как показал опрос сервиса, 51% респондентов из Северо-Кавказского федерального округа устраиваются на новую работу за месяц или быстрее. У 28% кандидатов последний поиск работы занял до двух недель.
Кроме того, Ставрополь стал лидером по приросту средних зарплатных предложений за год. В сравнении с апрелем 2023 года в минувшем месяце стали предлагать новым сотрудникам заработок в среднем на 19% больше на вакансиях с графиком «полный день».
Как отметили представители сервиса, российские регионы испытывают дефицит квалифицированных кадров, что отчасти может быть связано с оттоком специалистов в более крупные города. Поэтому работодатели вынуждены активнее конкурировать за соискателей, повышая предлагаемые зарплаты.
«Активный прирост средних зарплатных предложений обусловлен также развитием определённых сфер и ростом инвестиций. Так, увеличение объёмов строительства в Ставрополе сказывается на приросте средних предлагаемых зарплат в этой сфере — на 37%, а развитие оздоровительного туризма в регионе обусловило рост показателя в гостинично-ресторанной сфере — на 25%»,
— прокомментировал управляющий директор сервиса Дмитрий Пучков.
Профессор кафедры менеджмента института экономики и управления СКФУ Ольга Бережная перечислила главные причины дефицита кадров.
«Это следствие, во-первых, сокращения трудоспособного населения, во-вторых, ужесточения миграционного законодательства, и, в-третьих, новых для экономики психологических установок работников, которые сейчас не боятся менять работу, стремятся получить опыт в разных сферах, на разных предприятиях. Перечисленные факторы ведут ещё и к росту текучести кадров, что тоже способствует конкуренции работодателей за сотрудника»,
— отметила экономист.
Ещё одна причина дефицита кадров — несбалансированность в сфере образования. Востребованными остаются работники технических специальностей, которые долгое время были «не модны» среди молодёжи; и специалисты со средним образованием, которое относительно недавно получило популярность. Этот дисбаланс постепенно сокращается, но всё ещё имеет место в экономике.
Сейчас работодатели оказываются в ситуации конкуренции за сотрудника между собой. Ранее, как полагает эксперт, многие крупные предприятия договаривались друг с другом о том, что повышают зарплаты персонала примерно на одну и ту же сумму. Теперь же они отказались от неформальных соглашений и стали менее толерантными друг к другу.
«Такого рода «картельные сговоры» перестают работать. Тренд на рост зарплат очевиден, но это не только результат конкуренции работодателей, это результат комплексной работы множества экономических, социальных и политических факторов»,
— поясняет Ольга Бережная.
Топ-5 сфер с наибольшей востребованностью кадров возглавляет производство и сельское хозяйство с долей вакансий в 19% от общего числа объявлений о найме в регионе. Далее в списке строительство — 10%, продажи — 9%, транспортно-логистическая сфера и курьерская доставка — по 8% от всех вакансий, опубликованных на платформе с геотегом «Ставрополье». За последний месяц ставропольские компании активнее всего конкурировали за кандидатов в сфере такси, а для соискателей наиболее конкурентной для трудоустройства стала сфера «Искусство, развлечения».
В целом наблюдается исторический минимум безработицы, но есть отрасли, где всё сбалансировано, утверждает профессор кафедры менеджмента института экономики и управления СКФУ.
«Ситуация на рынке труда зависит от конкретной отрасли, конкретной сферы деятельности, где-то действительно работодатели борются за сотрудника, а где-то желающий работать не может найти подходящее место. Имеет место несоответствие требований вакансий и квалификации претендентов на них»,
— уточнила Ольга Бережная.
Основной инструмент борьбы за кадры — это, безусловно, материальное стимулирование. Об этом пишут и рекрутинговые агентства, и Центробанк в своём отчёте о состоянии региональной экономики в апреле 2024 года.
Однако даже оно не всегда способствует найму и удержанию сотрудников. Работодатели начали взаимодействовать и с текущей командой — над удержанием персонала, мотивацией, обеспечивая карьерное развитие внутри.
В Ставропольском крае наряду с традиционными мерами поддержки сотрудников — компенсация аренды жилья, гибкий график, «удалёнка» — разрабатывают и специфические для региона меры. Например, по материалам ЦБ, некоторые промышленные предприятия края внедрили практику премирования сотрудников за привлечение новых специалистов.
Ещё один важный инструмент — дополнительное, в том числе послевузовское, образование, оперативная переквалификация работников. В крае действуют специальные региональные проекты: «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы» и другие.
«Это удобно и для работника — возможность смены сферы деятельности, и для предприятий — возможность быстро обучить молодого сотрудника»,
— констатировала профессор.
Эксперты считают, что нынешняя благоприятная для соискателей ситуация на рынке труда сохранится надолго.
«Мы не любители озвучивать прогнозы, поскольку они — отражение рынка. Однако кажется, что ещё продолжительный период времени мы будем жить в состоянии, когда будет наблюдаться не рынок работодателя, а рынок соискателя»,
— уточнила руководитель направления по работе с ключевыми клиентами «Авито Работы» Анна Осьмак.
Директор по продажам сервиса по поиску работы Роман Губанов указал на события, которые повлекли глобальные сдвиги в архитектуре рынка, в частности — пандемия коронавируса.
«Рынок до сих пор не нормализовался, а всё ещё переживает последствия значительных структурных изменений. Сказать, что будет даже через пять лет, достаточно сложно, поскольку есть факторы, которые влияют долгосрочно: демографическая ситуация, спад общей численности населения, изменение возрастной структуры»,
— уточнил специалист.
Всё это будет отражаться на том, какие аудитории будут откликаться на работодателя, какие госпрограммы поддержки будут направлены на развитие дополнительного профессионального обучения, какие дефицитные специальности будут популяризироваться. Все это имеет инерцию, добавил Роман Губанов.
«На мой взгляд, сложившаяся ситуация — это переходный период между традиционным и новым рынками труда. Его длительность зависит от того, насколько оперативно все связанные сферы — предприятия-работодатели, образование, будущие и нынешние сотрудники — осознают произошедшие изменения и сумеют к ним приспособиться. Рынок труда стал существенно более гибким, быстрым, нестабильным — как и вся экономика»,
— высказала своё мнение профессор СКФУ Ольга Бережная.
Перестройка механизмов для разных сфер рынка может занять до 10 лет, однако текущая экономическая и политическая ситуации, скорее всего, ускорят этот переход, резюмировала она.