Молева известна как искусствовед, писательница и супруга художника Элия Белютина. Впервые Ставрополь в истории семьи Нины Молевой появляется в послереволюционную эпоху. Их родовое гнездо находилось в городе Ливны Орловской области. В 1918 году умер дед Нины Михайловны, военнослужащий Иван Матвеев. Вскоре после его смерти пришли бумаги на арест уже покойного офицера. Опасаясь преследований, бабушка Нины Молевой вместе с дочкой уехали в Ставрополь. И уже в Ставрополе юная Татьяна Матвеева встретила Михаила Молева. В интервью «Московскому комсомольцу» от 2015 года Нина Михайловна поделилась, что отец её был абсолютной шпаной по тем временам. Знали его как Миньку-голубятника.
Есть интересное упоминание об отце в книге Молевой и Элия Белютина «Архивными тропами». В рассказе «Последний день» Молева пишет следующее:
«В родительской коммуналке (моя Пятницкая!) была необычная вентиляция: в каждой комнате маленькое, под потолком отверстие прямо на улицу, закрывавшееся железной дверкой. Снаружи ход прикрывался плотной решеткой. Но отец, известный на весь родной Ставрополь голубятник, в одной из отдушин выломал решетку, чтобы было где греться голубям».
Михаил Молев был сыном начальника станции в Ставрополе. Сам он в дальнейшем стал инженером в Москве: помогал устанавливать высоковольтные линии в аэропортах столицы и работал с часовыми механизмами Кремля.
«Мой отец, Михаил Молев, приехав из Ставрополя вместе с женой, моей мамой, получил в Москве инженерное образование и работал одним из первых инженеров-электриков. Так вот в его профессиональной среде, в отличие от актерской и писательской, «не взяли» вообще ни одного человека. И нас не тронули. Потому что, возможно, понимали, что без техников страна пропадет!»,
– приводит воспоминания Нины Молевой «МК».
Молева познакомилась с будущим мужем 24 июня 1945 года. Польские атташе вручали в Кремле золотые кресты маршалам Рокоссовскому, Жукову, Коневу, лейтенанту Элию Белитюину и старшему лейтенанту Нине Молевой. За спиной у неё были выступления с фронтовой бригадой и разведка. А Белютин отличился подвигом в 16 лет – вывел из окружения около 400 красноармейцев, сам был ранен и чуть не лишился руки.
В первую встречу ни Элий, ни Нина друг на друга внимания не обратили. Лишь в 1949 году снова встретились в исторической библиотеке. Заговорили об искусстве и сошлись на всю жизнь.
Нина Молева писала книги по искусству, а Элий Белютин стал преподавать живопись, основал художественную студию «Новая реальность». Его авангардные полотна не сразу приняли на Родине, зато быстро оценили на Западе.
Семейные предания Белютиных хранили легенду о некой коллекции произведений искусства, которую ещё в XIX веке начал собирать дед Элия Белютина Иван Гринёв. Он работал художником в московской конторе императорских театров, получал по 10 тыс. рублей золотом за постановку. Зарплату Гринёв тратил на выкуп произведений искусства из частных коллекций и с аукционов. Так продолжалось 43 года. В 1905 году 73-летний Гринёв собрал музей и женился. Его дочь вышла замуж за итальянца Микеле Белуччи. От этой фамилии и появилась русская фамилия Белютин. Кстати, актриса Моника Белуччи приходится родственницей Элию Белютину.
«Моника Белуччи, четвероюродная племянница мужа! Когда мы гостили в Италии у его родственников, то говорили о ней и встречались тоже — но семья не очень её любит, они её жизнь не очень понимают»,
– рассказывала Нина Молева.
Можно сказать, что у знаменитой актрисы через одно рукопожатие есть связь со Ставрополем.
Во время революции Иван Гринёв решил спрятать коллекцию. Тайник был сделан в доме №8 по Второму Красносельскому переулку в Москве. Картины и скульптуры он собрал в одной из комнат под самым потолком. Чтобы замаскировать этот сейф, он сделал фальшпотолок. Разная высота комнат никого не смущала долгие годы.
В интервью YouTube-каналу StudioFosforo Молева рассказала, что тайник с картинами вскрыли в 1970-х годах, когда они с мужем Элием Белютиным въехали в историческую квартиру. Нина Михайловна сама доставала произведения искусства из схрона. Оценку провели только в 1991 году. Бригада экспертов из Парижа установили стоимость в 400 млн долларов без учёта Тициана, Эль Греко, Да Винчи, Микеланджело и Рубенса. А всё вместе насчитывало 2 млрд долларов. Раньше такую оценку не проводили – было бессмысленно.
«Тогда ничто не исчислялось валютой. Картин в Москве в коммуналках было очень много, а разобраться, где Тициан, а где Вася Пупкин было некому и незачем. Даже если разберешься – принесешь в Третьяковку Репина, а у них уже есть, им уже не нужно»,
– рассказывала Нина Молева в интервью каналу StudioFosforo.
Легендарная коллекция после смерти Белютина в 2012 году перешла в собственность Нине Михайловне. А она завещала картины и скульптуры России. Юридическим правопреемником произведений искусства на 2 млрд долларов стал президент Владимир Путин.
Связь с Ниной Молевой поддерживали сотрудники Ставропольского краевого музея изобразительных искусств. Нина Михайловна сама связалась с директором музея Зоей Белой в 2003 году и рассказала, что история её семьи тесно связана со Ставрополем. Она решила передать часть архива мужа краевому центру. В итоге изомузей получил около 90 картин Белютина и его учеников. Об этом писала «Ставропольская правда».
Нину Михайловну вместе с мужем приглашали в город, но здоровье не позволило покинуть столицу. Тем не менее, сотрудники музея установили прочные связи с Ниной Михайловной и по праву называют её землячкой. Сохранилось благодарственное письмо Зои Белой, адресованное искусствоведу. Оно опубликовано в книге «От оттепели до миллениума»:
«Я и весь наш коллектив глубоко благодарны Вашей семье за столь замечательный и важный дар для нашего музея. Учитывая, что в декабре этого года исполняется 45 лет со дня его основания, мы традиционно будем делать выставку даров, и, конечно же, работы Э. М. Белютина. Вас, Нина Михайловна, можно считать нашей землячкой и для многих наших посетителей, художников станет открытием тот факт, что Ваш отец родился на Ставрополье и был таким известным инженером нашей страны».