В выставочном зале музея собрались неравнодушные к творчеству поэта, звучала классическая музыка. Публике представили немного работ (по меркам среднестатистической экспозиции). Однако музейные работники разнообразно подали несколько тем, так что посетители, продвигаясь по экспозиционному залу, могли проникнуться замыслом мастера и ненадолго переместиться в то время, в котором он творил, вдохновиться красотой гор и бытом народов Кавказа.
На выставке представлены живописные, графические, скульптурные работы художников разного времени, изображающие поэта, места, связанные с его пребыванием на Кавказе, литературных героев произведений. Подробную экскурсию для «Победы26» провели искусствоведы Александр Колбасников и Сергей Думкин.
В первую очередь они обратили внимание на две небольшие работы авторства заслуженного художника России Анатолия Давыдова. Это портреты Михаила Лермонтова — один выполнен в технике офорт, другой — сухая игла. Их хранили в музейном фонде и впервые представили широкой публике.
«Ленинградский художник Анатолий Давыдов создал серию картин, посвящённых Лермонтову. В музее хранится небольшая коллекция, подаренная им. Конкретно в этих работах он изобразил поэта с очень выразительным взглядом — этого нельзя не заметить»,
— отметил Александр Колбасников.
Есть на выставке и картина нашего современника — почётного деятеля искусств Ставропольского края Евгения Горина. Живописец предлагает прогуляться около домика Лермонтова, что в Пятигорске. Домик такой, каким мы его привыкли видеть летом, — утопающий в цветах и зелени, наполненный неспешно прогуливающимися туристами.
Ещё одна работа, посвящённая Лермонтову, — ночной пейзаж кисти Виктора Кислова «Тамань. Домик Лермонтова».
«Мы помним мистическую историю, связанную с Таманью. Интересно: на картине не найти людей, зато есть космос — вечное небо с мириадами звёзд. Что ещё примечательно: автор изобразил лунную ночь без луны, мы видим лишь её отсвет»,
— продолжил Александр Колбасников.
Небольшая работа ессентукского художника Владимира Голубева «На месте дуэли Михаила Юрьевича Лермонтова» написана в 1948 году. К слову, в это время на Ставрополье мастеров кисти можно было пересчитать по пальцам, и Владимир Голубев — один из них.
Неподалёку не менее выразительная и тоже малоформатная работа «Дворик Лермонтова» кисти Владимира Клёнова, написанная в Ставрополе. Художники не раз изображали и домик, где останавливался поэт, и 700-летний лермонтовский дуб, а краеведы пытались проследить памятные места Ставрополя, где Лермонтов бывал по долгу службы, в гостях или на лечении.
Отдельного внимания заслуживает коллекция экслибрисов. На листах изображены герои произведений Лермонтова и его портреты. Есть маленькие экслибрисы, размером с марку, есть более крупные — приближённые к размеру стандартной открытки. Для изготовления этих книжных знаков использовались разные техники — штриховое клише, ксилография, гравюра.
«Зародился экслибрис в те времена, когда книга считалась самым перспективным вложением. Книги собирали, хранили как зеницу ока, передавали в приданое, завещали в наследство. Тогда и появились знаки, которые указывали на принадлежность книги владельцу. Экслибрисы — это произведения печатной графики, они гравируются на меди, дереве, линолеуме»,
— рассказал Сергей Думкин.
Экспозиция, посвящённая Лермонтову, будет работать до конца месяца.