Пару лет назад снимки Ивана из серии «Живое: пустыня Ногайской степи» были опубликованы в журнале Vogue Italia. Кроме того, они получили несколько экологических наград и особую отметку жюри международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина. А сегодня эти снимки можно увидеть в Ставрополе: экспозиция, размещённая в музейно-выставочном комплексе «Россия — моя история», впервые стала доступна широкой публике.
В день открытия поздравить автора с важным для него событием пришли родственники, друзья и коллеги. Первым впечатлениями поделился член секретариата Союза фотохудожников России Алексей Заморкин.
«Выставка вневременная, сами снимки трогают душу. В них сочетаются и журналистика, и художественный подход. На Ставрополье такая выставка первая — приятно, что у нас появился новый автор с новым виденьем»,
— резюмировал Алексей Заморкин.
Фотографией Иван Высочинский увлёкся четыре года назад. За это время наладил сотрудничество как с региональными, так и со многими федеральными изданиями. На восток края он обратил внимание не случайно. Иван родом из Нефтекумска. В памяти остались яркие детские воспоминания о песчаных бурях, когда всё вокруг становилось оранжевым, и семья была вынуждена подолгу оставаться дома. Происхождение бурь родители объясняли тем, что неподалеку есть настоящая пустыня. Самостоятельно осознать её близкое соседство Иван смог недавно, когда впервые увидел все воочию.
Сначала бывал здесь «набегами», а позже ему захотелось создать фотопроект о Ногайской степи.
«Идея возникла в 2020 году, когда, приехав на малую родину, впервые побывал в той части степи, где территория опустынивается. Вся эта картина меня потрясла до глубины души. Большую часть жизни прожил в Нефтекумске, а этого не видел: оказывается, меньше чем в ста километрах от города находятся зыбучие пески и настоящие барханы. По образу жизни я путешественник, увлекаюсь альпинизмом. Видел горы, море, степи и леса... Но барханы — никогда. И, конечно, чтобы понять, что такое пустыня, нужно там пожить: пройти по песку, переночевать под открытым небом и подышать этим воздухом»,
— поделился фотограф.
Чтобы проникнуться необычной атмосферой места, Иван разработал маршрут и отправился в творческую экспедицию, пригласив друга — путешественника и естествоиспытателя-любителя Сергея Корнева. Кстати, Сергей тоже присутствовал на открытии. Он поблагодарил друга за интересное приключение, отметив, что любое путешествие обретает большую ценность, когда после можно поделиться эмоциями с окружающими.
Путешествие длилось девять дней. За это время гости пустыни прошли около 150 км пешком от аула Махмуд-Мектеб до границы с Дагестаном. Но прежде им нужно было понять, как двигаться, где брать воду и где ночевать. Мужчины ориентировались по компасу, днём прятались в палатках от изнуряющего зноя, а утром и вечером снимали.
На открытии выставки Иван поделился историями, которых за время путешествия, как и фотографий, накопилось немало. Рассказал, что весь маршрут разрабатывался заранее с учётом расположения артезианских источников, чтобы своевременно пополнять запасы воды, но разочарований избежать не удалось.
«Бывало так: по карте — огромное озеро, а по факту — небольшая лужица. Или ещё «лучше»: напор в артезиане падал, и в миг всё вокруг высыхало. Вот она какая, настоящая пустыня! Кроме чабанов со скотом да диких животных, там никого не встретишь. Редкие обитатели этих мест, видя нас, сильно удивлялись: представьте, на бескрайнем горизонте вдруг появляются два человека с огромными рюкзаками»,
— продолжил рассказ Иван Высочинский.
За девять дней похода все, кого ребята встречали на своём пути, предлагали помощь — жители степей приглашали на ночлег, поесть, отдохнуть. Почти со всеми Иван до сих пор поддерживает связь. Подходим к одному из снимков, на котором запечатлена многодетная семья.
«Ахмед, разъезжая со своей семьёй по бескрайним пустынным просторам, не проехал мимо нас. Пообщались. Оказалось, что в степи он живёт больше 10 лет. Предложил ночлег. Позже подсказал, где рядом есть водоём, и любезно предложил отвезти нас туда на мотоцикле»,
— продолжил рассказ фотограф.
Еще один герой снимка — фермер Али. Он запечатлён со своей собакой — такие животные помогают управлять стадом овец. Следующая фотография — «Коля». В селе Терекли-Мектеб вместе с сыном он построил юрту, в которой принимает гостей.
Своё путешествие Иван называет добровольным выходом из зоны комфорта. Эта аскеза позволила ему ощутить полную свободу творчества, получить незабываемые впечатления.
«Чтобы увидеть потрясающе красивый рассвет, бескрайнее небо, необыкновенно яркие звёзды, нужно отказаться от тёплой кровати, электрочайника и других благ цивилизации. Берёшь примерный ориентир по компасу и вперёд. Это — степь, и во все стороны она выглядит одинаково. Жара за сорок градусов, дуют ветра, преследуют песчаные бури»,
— отмечает фотограф.
В полной версии проект «Живое: пустыня Ногайской степи» — это не только фото, но и тексты с размышлениями автора. Некоторыми мыслями он поделился на открытии выставки.
«В пустыне жизнь и смерть равноправны. Чья-то смерть — это начало или продолжение жизни для другого. Отставшая от стада овца — возможность для стаи волков или шакалов продолжить свою суровую жизнь в степи. По рассказам местных, 20–30 лет тому назад волков было столько, что передвигаться здесь было небезопасно. И ещё: экспедиция дала понять, что свобода в творчестве — самое важное»,
— говорит автор снимков.
В чёрно-белых фотографиях Ивана чувствуются не только восхищение дикой красотой пустыни, но и раздумья о судьбе этих мест. Оказывается, безмолвные и спокойные с виду пески постоянно двигаются, а плодородный слой земли становится всё тоньше. И пока лишь немногие энтузиасты пытаются остановить засоление почв и борются с незаконной вырубкой деревьев.
«Это губительная красота: песок двигается и захватывает всё больше земли. С каждым годом перевыпас скота, сильные ветра, нанос с прибрежья Каспийского моря и вырубка лесов приводят к потере тонкого плодородного слоя земли»,
— констатировал Иван Высочинский.
Сегодня совершить путешествие по пустыне может каждый. Экспозиция работает до конца ноября.