

Реставрационные работы мавзолея XI века проходили по гранту, который музей-заповедник выиграл в конкурсе. Сумма полученных средств составила 8,9 млн рублей.
Восстановление памятника — не простой процесс. За столетия на нём скопились слои налёта, трещины и отслойки. Также реставраторы столкнулись с фрагментами, которые могли нести ритуальное значение. Мастера из Москвы и Казани подробно рассказали об этом на пресс-конференции в РИЦ СК, оператором которой выступила ИА «Победа26».
«Главной проблемой, на наш взгляд была необходимость укрепления камня. До нашей работы на поверхностях было много отслоений и трещин. Если посмотреть на памятник сейчас, можно заметить, что он сильно преобразился. Теперь мавзолей воспринимается легче для зрителя»,
— поделилась художник-реставратор второй категории, кандидат наук в области культурологии Анастасия Макарова.


Художник-реставратор Елена Антонова рассказала ещё об одной сложности, с которой пришлось столкнуться при восстановлении памятника — большое количество биологических обрастаний.
Песчаник, из которого сделан мавзолей аланского правителя, отличается пористостью и слоистостью. Специалист объяснила, что из-за этого биологические наслоения проникают глубоко в камень. Среди них — накипные лишайники, водорослевый налёт и микроскопические грибы. С ликвидацией последнего возникли наибольшие трудности.
«Тёмноокрашенные микроскопические грибы в процессе жизнедеятельности выделяют пигмент, который окрашивает камень. Когда пигмент попадает слишком глубоко, очистить его становится невозможно. Мы применили все наши традиционные технологии для его удаления, но расчистить его до конца нам не удалось. С другой стороны, нам кажется, что его и не надо полностью убирать, иначе может исчезнуть некий флёр археологического древнего памятника»,
— объяснила эксперт.


По словам Анастасии Макаровой, в результате реставрации появилось дополнительное поле для изучения мавзолея и интерпретации его отдельных частей. Так, на двух фасадах мавзолея эксперты нашли следы, которые не удалось полностью удалить.
«Это поле для размышлений о том, что могло происходить рядом с мавзолеем — какие-то костры, ритуальные действия или что-то в этом роде»,
— пояснила специалист.
Эксперты также расчистили внутреннюю часть памятника, которая была засыпана щебнем. Избавившись от него, специалисты увидели, что плиты занимают не весь пол. Макарова предположила, что там могло быть грунтовое захоронение.
Елена Антонова поделилась, что при реставрации памятника специалисты обнаружили некое отверстие для двух пальцев, через которое можно заглянуть внутрь, что тоже могло использоваться для ритуалов.
Некоторые элементы на плитах мавзолея напоминают фрагменты стенок храма на горе Лашкендар, которая расположена в Абхазии. Их строили приблизительно в одно время. Исследователи ранее обращали внимание на схожесть элементов разных объектов, созданных на Северном Кавказе, в Италии и Франции, рассказала специалист Ставропольского государственного музея-заповедника Ольга Брилёва.


«Где-то на границах Византийской империи, варвары по-своему “перерабатывали“ византийский стиль, который постепенно превращался в “варварский“. Аналоги ставропольскому мавзолею можно найти и в Европе. Это всё единое культурное явление, связанное с огромной империей»,
— пояснила Брилёва.
История появления древнего памятника XI века в Ставропольском государственном музее-заповеднике корнями уходит в 1955 год, когда один из сотрудников поставил задачу привезти новый экспонат из Карачаево-Черкесии. Как только его установили в 1960 году в головном музее региона, стало понятно, что он нуждается в реставрации, рассказала Ольга Брилёва.
«Тогда специалисты сразу обратились в Эрмитаж, где им предложили методику реставрации, которой должны были заниматься местные сотрудники. Для создания необходимого средства нужно было смешать три компонента — поливинилбутираль, чистый винный спирт и химически чистый бензол. Специалисты не смогли добыть последний, что спасло сотрудников музея»,
— поделилась специалист.


Она пояснила, что химически чистый бензол — канцероген первого класса. Так несостоявшаяся первая реставрация спасла от раковых заболеваний весь коллектив музея.
В 1980-е годы в Ставрополь приезжали специалисты из Пятигорска, которые составили примерный план восстановительных работ, но тогда не нашли средств на реставрацию памятника, что уже спасло сам мавзолей.
«Тогда предлагали состав, который похож на стекловидную массу, который создал бы на поверхности корку. На тот момент это была инновационная методика, но когда её начали применять на юге России, в одном из храмов отвалился кусок рукописи»,
— объяснила сотрудница музея.
Нынешняя, третья, попытка восстановления археологического памятника стала единственной успешной.
Реставрация мавзолея прошла за три кратких, но ёмких периода. В процессе участвовали 10 человек — часть команды прибыла из Москвы, другая — из Казани. Процесс шёл поэтапно, начиная с расчисток и заканчивая укреплением и восполнением утрат.


Сейчас восстановительные работы подошли к концу. Ольга Брилёва рассказала, что президентский фонд культурных инициатив не выделяет средства на реставрацию объектов просто так — им важно, чтобы жители региона, туристы и школьники узнали больше о памятнике. Так, уже подготовили детские раскраски, посвящённые мавзолею. Когда начнётся выставка, организуют 20 бесплатных экскурсий, а также проведут конкурс детского рисунка.
30 августа на фестивале «Наследия степей и гор» сотрудники музея организуют мастер-классы по реставрации каменных предметов, а также представят цветную модель мавзолея аланского правителя в размере 1:1.


13 сентября пройдёт семинар для всех заинтересованных в теме реставрации и работы с камнем. На неделе археологии в Ставропольском государственном музее-заповеднике состоится специальный доклад.
По словам Ольги Брилёвой, лапидарный дворик Ставропольского музея всё больше обретает популярность у его посетителей, а гости всё чаще интересуются мавзолеем.