сб, 06 дек.
07:11
Ставрополь
+1 °С, туман
Эксклюзивы

Снимать про жизнь и про себя: чему звёзды кинематографа учили молодёжь в Ставрополе

7 октября , 11:42КультураФото: Камилла Улубаева / ИА «Победы26»

Первая кинолаборатория для молодёжи СКФО состоялась в Ставрополе. В программе были пять лекций от ведущих экспертов, практические мастер-классы и пробная презентация финалистов. Поможет ли это развитию регионального кино, зачем в фильмах нужны конфликты и харизматичные злодеи и можно ли снять картину на телефон — узнала корреспондент «Победы26».

Без больших денег

Для участия в интенсиве отобрали 28 авторов из шести регионов СКФО.

Ведущие эксперты — Алексей Алешковский, Катя Шагалова, Анна Смольнякова, Владимир Наумов и Владимир Кривов — провели пять двухчасовых лекций. На них присутствовали все участники проекта. Им рассказали об основах сценарного мастерства, важности структуры и конфликтов в кино, необходимости разработки ярких персонажей — особенно злодеев — и движущих идей, которые в совокупности делают проект запоминающимся.

Каждая лекция длилась по два часа
Фото: Роман Степаненко / «Кинолаборатория Северный Кавказ»

Будущие режиссёры и сценаристы разделились на творческие мастерские. Пять человек занимались у Алексея Алешковского в жанре мокьюментари/микродрама [мокьюментари — жанр игрового кино, имитирующего документалистику, который использует вымышленные истории, но преподносит их как реальные], пять — у Михаила Бобровникова в жанре игрового короткометражного кино, пять — у Веры Водынски в жанре документального короткометражного кино, четверо — в аналогичном жанре у Владимира Кривова, четверо — у Анны Смольняковой в жанре микродрамы и пятеро — у Кати Шагаловой в жанре игрового короткометражного кино. Профессионалы помогали участникам усовершенствовать их истории и приступить к разработке сценария.

По итогам мастерских Алешковский в своих соцсетях написал, что несколько проектов имеют шансы вырасти в сценарии полнометражных фильмов или «больших» сериалов. Он также указал, что задачей экспертов было создать материал, пригодный для малобюджетного производства или подачи на грантовые конкурсы, в том числе новый формат микродрам и пока что совсем слабо развитый в России формат мокьюментари.

На семинарах участникам дали много практической информации, которую не найти в интернете
Фото: Роман Степаненко / «Кинолаборатория Северный Кавказ»

Эксперты рассказали, как создавать эмоциональные сцены, управлять информацией для усиления воздействия. Кроме того, участники познакомились с ролью продюсера, правилами безопасного и эффективного производства, а также техническими аспектами съёмочного процесса — например, узнали, что фильм можно снять и на телефон. Всё это в дальнейшем поможет им реализовать свои кинопроекты.

Многие приёмы разбирались на отрывках реальных картин
Фото: Роман Степаненко / «Кинолаборатория Северный Кавказ»

Алешковский провёл две лекции для будущих киноделов под общим названием «Формула истории». Он добавил, что задача его лаборатории — заинтересовать молодёжь и показать пути создания фильмов без большого бюджета.

«Мы рассчитываем, что этой лабораторией мы покажем молодёжи перспективы подобного взаимодействия. Хочется верить, что это даст толчок развитию регионального кинематографа, даже при малом бюджете. Очень часто думают, что нужны камеры какого-то невероятного формата и так далее, и недооценивают роль сценарного материала. Развитие кинематографа в регионах тормозится именно из-за этого. Главная задача нашей лаборатории — объяснить, где искать материал для сценария, как его оформлять, на что обращать внимание», 

— сказал спикер.

Алексей выразил надежду, что участники получат толчок к созданию кино и к дальнейшему участию в фестивалях.

Президент Гильдии кинодраматургов, зампредседателя Союза кинематографистов России Алексей Алешковский
Фото: Роман Степаненко / «Кинолаборатория Северный Кавказ»

Эксперт по продюсированию малобюджетного кино, режиссёр, сценарист, продюсер и преподаватель Катя Шагалова провела мастер-классы по созданию фильма и оформлению пакета документов для него без серьёзных вложений. Она отметила важность практических навыков и умения находить ресурсы, а также ценность обмена опытом и регионального контента в кинематографе. 

«Раньше в каждой союзной республике были киностудии, и не по одной. И регионы выпускали какое-то количество фильмов в год. Талантливые были интегрированы в процесс и работали. А сейчас кино создаётся в основном только в Москве и Петербурге — но так не должно быть. Истории регионов СКФО уникальны, и их нужно показывать, нужно делать кино про себя, про жизнь, которая тут происходит. То есть создавать свою реальность в кинематографе», 

— считает Шагалова. 

Кинорежиссёр, сценарист, продюсер и преподаватель Катя Шагалова
Фото: Роман Степаненко / «Кинолаборатория Северный Кавказ»

Эксперт призвала участников активно использовать новые знания при упаковке своих идей в профессиональные сценарные заявки. По её словам, такие интенсивы нужны для обмена знаниями и опытом, что в киноискусстве очень важно.

Южные слоны и мудрый воин

Корреспондент «Победы26» пообщалась и с участниками лаборатории. Оказалось, все попали на неё разными путями и приехали с очень разными идеям.

Так, режиссёра Кристину Соцкую пригласила в качестве координатора проекта продюсер Анастасия Елесеева по рекомендации Кати Шагаловой. Девушка начала помогать в организации лаборатории в Ставрополе и Настя с Катей предложили ей самой принять участие в конкурсе. Она отправила заявку и прошла.

«Выиграла заявка на разработку идеи с нуля. Это будет короткометражный фильм, семейная комедия «Всё из-за бабок». Он о 12-летнем мальчике-археологе и южных слонах. Оказывается, мало кто знает, что Ставрополье — это родина слонов. И я решила рассказать об этом»,

— сказал Соцкая.

Кристина пошла в мастерскую к Кате Шагаловой и за пять дней они совместно доработали идею.

Каждый день после мастерских участники получали домашние задания по структурированию сюжетов и упаковке сценариев для дальнейшей съёмки. Кристина уверена, что такой проект поможет взрастить региональный кинематограф и рассказать всей стране о культурном коде Ставрополья.

Режиссёр из Ставрополя Кристина Соцкая (слева)
Фото: Роман Степаненко / «Кинолаборатория Северный Кавказ»

Ещё один участник, Муаед Шоров, приехал на кинолабораторию из Нальчика.

«Кино занимаюсь уже 12 лет. Знакомые рассказали, что будет такое мероприятие. Подал заявку и прошёл. Хочу снять короткометражную историческую драму о старом воине, ищущем искупление. Мастера помогли мне придумать новый финал, и теперь я чётко вижу, как завершить свой фильм»,

— поделился собеседник.

Он убеждён, что такие лаборатории стимулируют развитие кинематографа в регионах и помогают авторам найти свой почерк. 

Участник кинолаборатории из Нальчика Муаед Шоров (в центре)
Фото: Роман Степаненко / «Кинолаборатория Северный Кавказ»

А Тимофей Костин только поступил в ростовский филиал ВГИКа. Ему об этой лаборатории рассказал преподаватель.

«Очень рад, что несмотря на то, что я приехал без конкретной заявки, без конкретной идеи, мастера уже подсказали в каком направлении можно мыслить, я определился с жанром своей будущей работы — это будет мокьюментари. Особенно интересно, что с нуля рождается идея и с помощью опытных сценаристов можно сформировать классную историю»,

— рассказал Тимофей.

Он добавил, что именно работа с опытными сценаристами помогла ему понять, как лучше выстроить сюжет и оформить ключевой кризис в фильме.

Будущий кинорежиссёр Тимофей Костин
Фото: Роман Степаненко / «Кинолаборатория Северный Кавказ»

«Иван Иванович» и дальнейшие планы 

Алексей Алешковский рассказал, что составить лекции ему помог искусственный интеллект, которого спикер называет «Иваном Ивановичем». На вопрос корреспондента «Победы26», не заменит ли в будущем ИИ сценаристов, Алешковский ответил, что не считает нейросети конкурентом, а воспринимает их как помощника сценариста и режиссёра. «Иван Иванович» предлагает варианты, а сценаристы должны не выбирать подходящий «методом научного тыка», а понимать, чего конкретно они добиваются.

Сам эксперт в своей работе использует бесплатные версии сразу трёх нейронок. Они помогают ему в структурировании и классификации идей, в создании прототипов сюжетов и подготовке заявок. ИИ генерирует базовые ячейки сценария, но без глубокого драматургического понимания не может создать качественную историю.

После пяти дней интенсива участники провели тренировочный питчинг
Фото: Роман Степаненко / «Кинолаборатория Северный Кавказ»

В преподавании Алешковский использует методики работы с ИИ, показывает, как формулировать запросы и дорабатывать полученные результаты. Он сравнивает взаимодействие с ИИ с работой режиссёра и сценариста: «Иван Иванович» выдаёт срезы, а люди направляют и обогащают их содержанием.

По мнению эксперта, в ближайшие три-пять лет часть съёмочного процесса перейдёт в виртуальную среду и сценаристы, владеющие ИИ-инструментами, получат серьёзное преимущество. Главное — сохранять профессиональные навыки и не полагаться на нейросеть как на единственное решение.

Работа в лаборатории закончится в середине декабря
Фото: Роман Степаненко / «Кинолаборатория Северный Кавказ»

В завершение очного этапа кинолаборатории молодые авторы провели пробный питчинг — то есть презентацию своих историй. До середины декабря они будут работать над сценариями с экспертами онлайн, а также получат базовые знания по режиссуре, операторскому мастерству, звукорежиссуре, режиссуре монтажа и продюсированию. Итогом работы станет сдача мастерам готового сценария своей работы.

Авторы:Дарья Куличенко