

Выставка открылась во время акции «Ночь искусств», которая в этом году прошла под девизом «В единстве культур — сила народа». Представленная вниманию гостей экспозиция — визуальный отчёт за 22 года деятельности регионального отделения Союза фотохудожников России. Это совместный проект с министерством культуры Ставропольского края и краевым музеем изобразительных искусств.
«Групповые выставки отделения могли бы быть ежегодными, но есть много других форматов и проектов, где наши фотохудожники заявляют о себе. Они регулярно участвуют в фестивалях, конкурсах, творческих семинарах. Важное место в деятельности нашей организации отводится сотрудничеству с краевым музеем изобразительных искусств»,
— рассказала председатель регионального отделения СФР Маргарита Воронова.
За 20 с лишним лет таких коллабораций накопилось немало. В числе самых успешных и резонансных — ставропольская фотоэкспозиция на межрегиональном фестивале «Молодые художники Северного Кавказа»; фотофестиваль учащейся молодёжи «Наши кадры-2004», совпавший с авторской выставкой и персональным участием мэтра отечественной фотографии и искусствоведа Ивана Порто; фотовыставка «Мир вокруг нас» и творческая встреча с преподавателем Московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко Игорем Мухиным в программе III Международного форума творческих союзов «Белая акация».
С 2016 года в музее работает фотоклуб Юрия Рубинского, основанный как учебно-творческая площадка для нового поколения фотохудожников.
Кроме того, отделение и музей регулярно формируют передвижные и стационарные экспозиции. Например, в прошлом году прошло восемь фотовыставок.
«Мы показываем срез развития фотоискусства, даём возможность зрителям и профессионалам выделить что-то интересное и полезное для себя. Это хороший импульс для продвижения этого искусства на Ставрополье»,
— отметил заместитель директора СКМИИ Сергей Братчик.


Нынешний проект «Взгляд через объектив» заявлен как панорама жанров (пейзаж, портрет, репортаж и др.) и индивидуальных художественных стилей.
Первые десять кадров выставки — чёрно-белые, лаконичные и максимально приземлённые, сделанные в лучших традициях хрестоматийных советских фоторепортажей. Это цикл «Кубачи» преподавателя фотодела в Ставропольском краевом художественном училище Юрия Мататова. Фотографии повествуют о жителях и быте дагестанского селения, знаменитого своими мастерами-оружейниками и ювелирами.
«Я придумал этот проект ещё лет 20 назад, чтобы показать, как выживают и трудятся селяне высоко в горах. Эти фотографии — о тяжёлом повседневном труде крестьян и мастеров-ремесленников, поддерживающих многовековые традиции Кубачи. В ближайшее время надеюсь пополнить этот фоторассказ новыми работами»,
— заявил Юрий Мататов.
Фотографии Андрея Смольникова из серии «Ботлих. Между небом и землёй» тоже о Дагестане. Их отличает щедрый колорит, мощная энергетика, точная передача настроения и характеров горцев. Фотоработы «Жили-были», «Кушайте на здоровье», «Кузнечных дел мастер» иллюстрируют симпатию фотохудожника к своим персонажам, тщательность в передаче красоты природы соседней республики.
Фотохудожник из Кисловодска Валентин Айвазов тоже черпает вдохновение, путешествуя по горам Северного Кавказа. Но удачный кадр при достаточном умении и везении, оказывается, можно сделать и в пяти минутах от дома. Главное — найти оптимальный ракурс, раскрывает секрет собеседник. Яркое доказательство этому — фотография «Два храма», олицетворяющая мир и согласие на древней земле многоконфессионального, полиэтнического Кавказа.


Арсен Алабердов из Черкесска — член Русского географического общества, с 2017 года входит в Союз фотохудожников России. Сфера интересов фотографа из КЧР — от пейзажа и travel-foto до портретов и спортивных репортажей. Кроме того, он сотрудничает с японской компанией, тестируя образцы её фототехники. Симбиоз технологий и творчества прослеживается в пейзажах, пропитанных альпийской экзотикой, и лицах горцев.
Широкий диапазон творческих амбиций продемонстрировала Маргарита Воронова. В цикле «Дневник путешествий» — её фотографические полотна, посвящённые необычным локациям Кавказа и Поволжья. Впечатляют и портреты известных представителей артистической среды Ставрополя.


Другая группа участников выставки любуется современной архитектурой, передаёт пульс уличной жизни, фиксирует эмоции близких, подпитывает своё творчество городскими сюжетами.
Андрей Лоптев представил фрагмент проекта «Одушевлённые улицы: грани повседневности». В него входят более 100 фотографий родного города, сделанных в 2020–2025 годы. Помимо городских улиц, Лоптев снимает и жанровые фото. Порой сюжеты создаёт сама природа — например, лужа сложилась в причудливую форму птицы.
«Творческая фотография — это проекция внутреннего мира автора. А на внутренний мир человека влияет очень много факторов. В творчестве я ориентируюсь на свет, форму и повседневную жизнь»,
— пояснил Андрей.


Александра Витушкина из Ессентуков формирует медитативные миры, знакомя зрителей с визуальной историей лавандового островка в дачном посёлке. Впрочем, есть возможность погрузиться и в реальный мир искусства, рассматривая фотовпечатления из Елецкого художественного музея.
Михаил Васильев предлагает взглянуть на городскую среду как на самостоятельный организм, живущий вне человеческого присутствия. Его чёрно-белые фото, строгие и контрастные, лишённые полутонов — визуальное исследование души мегаполиса без его обитателей.
«Я кадр ловлю, постановку использую крайне редко. Люблю моменты, которые не повторяются. Суть фото — именно в том, чтобы их запечатлеть»,
— объясняет Михаил.


Эмоциональных нот в экспозицию прибавляют работы Евгении Кориговой. Она пришла в фотографию в 2014 году. За это время создано несколько десятков серий, среди которых «Оттенки серого», «Краски лета», «Братья».
«Мой почерк — это игра света и тени, а также любимый контраст красно-зелёных оттенков. Я стремлюсь к простоте и минимализму, оставляя зрителю пространство для размышлений»,
— рассказала Евгения.
Мама троих детей в своих работах исследует яркий и непосредственный мир детства. Как в фотографии «Мальчик и стрекоза», где проявляется вся гамма чувств ребёнка — от радости до восторга и удивления. Это не коллаж, а реальный кадр, в котором стрекоза, правда, была игрушечной, уточнила фотохудожник. Для Евгении очень важны искренность и достоверность кадра.


По мнению зрителей, этим критериям соответствуют работы всех участников проекта.
«Интересно видеть, как разные авторы по-своему раскрывают Кавказ. Особенно удачны кадры, где природа и человек существуют в едином ритме. Талантливо переданы городские пейзажи, детские эмоции. 80 работ — и ни одной скучной!»
— вынесли свой вердикт посетители после знакомства с экспозицией.