

— Тамерлан, в чём состоит миссия «Гагарин-театра»?
— Мы — частный театр, занимаемся любимым делом: ставим пьесы, которые нам нравятся, и показываем их в той форме, которую считаем наиболее органичной.
Театр не должен никого поучать, провозглашать какие-то истины. Но в наших спектаклях ставятся острые, порой жёсткие вопросы, на которые зритель должен сам искать ответы. Мы стремимся заставить публику сопереживать, размышлять. И если через спустя время после просмотра спектаклей к нам приходят отзывы, мнения — значит, поставленные вопросы оставили свой след надолго, и мы добились своей цели.
— Вам важна обратная связь со зрителями?
— Очень. Каждый актёр должен получать оценку своей работы, видеть реакцию на игру. Актёры этим живут и подпитываются.
— Как формируете репертуар театра?
— Мы предпочитаем ставить пьесы современных драматургов. Возможно, со временем их причислят к классике. Ведь и Чехов, и Станиславский тоже когда-то были начинающими, а теперь их работы входят в золотой фонд театрального искусства.
При выборе пьес, подборе актёров, музыки, сценографии я полагаюсь на свою чуйку, интуицию. Несколько лет назад мы приступили к репетициям одного спектакля, и тут приходит новая пьеса, прочитав которую, я мгновенно понял: «Стоп! Вот, что сейчас главное — её надо ставить!» Так появился спектакль «Как я стал…».


— На днях в «Гагарин-театре» прошёл спектакль «Это всё она». Что побудило поставить эту пьесу?
— Я берусь за постановку, если пьеса затрагивает струны моей души. «Это всё она» — социальная драма. Этот жанр мне всегда интересен. Пьеса Андрея Иванова привлекательна коллизией между поколениями, нестандартным сюжетом, непростыми характерами. Она рассказывает о том, что особенно близко молодым зрителям, и на понятном им языке.
— В чём, по-вашему, уникальность этой постановки?
— Уникален сам материал. И, как и в каждой нашей работе, ощущается мой режиссёрский стиль, моё самовыражение. В пьесе присутствует виртуальный мир, располагающий к абсолютной фантазии режиссёра.
— Какой зритель вам ближе?
— Думающий. Кто не гонится исключительно за развлечениями, а приходит на спектакль, чтобы потом анализировать увиденное. Пустые комедии положений — не наш путь. И мы с самого начала своей работы придерживаемся этой линии. К нам идёт очень хороший, интеллектуальный зритель.
— Назовите увиденный вами спектакль, который поразил и вдохновил?
— Это совместный проект Московского драматического театра им. А. С. Пушкина и театра «Сатирикон» — спектакль «Косметика врага». Его поставил Роман Козак, который играл его вместе с Константином Райкиным. Это потрясающая работа, которая вдохновила меня на постановку в нашем театре. Правда, под названием «Изабель». Это один из первых спектаклей нашего коллектива.


— Работы какого режиссёра близки вам по духу?
— Андрей Могучий, который выстраивает поразительный визуальный ряд. Этот режиссёр постоянно находит новые художественные решения, ему свойственны смелые эксперименты. Театр Могучего — интеллектуально-игровой.
— Есть «костяк» труппы, с которым вы работаете постоянно?
— В этом смысле я свободен: мне не обязательно, как в репертуарном театре, загружать спектаклями четыре десятка актёров. Существует очень компактный коллектив, но, если понадобится артист с определёнными данными, я могу найти его на стороне. В спектаклях нашего театра заняты спортсмены, музыканты, танцоры. Все они харизматичные, эффектно смотрятся на сцене и обладают необходимыми для роли свойствами характера и психики. На них интересно смотреть.
— Как удаётся совмещать роли режиссёра спектакля и руководителя театра?
— Это тяжело. Но если есть желание, мотивация, то можно с этим справиться. А если ты режиссёр и актёр, приходится ставить видеокамеру, чтобы потом смотреть на себя со стороны и при необходимости что-то корректировать. Также помогает моя жена Лариса Урбан — актриса нашего театра.


— Театр работает только на одной площадке — в ДК имени Юрия Гагарина?
— В основном да. В прошлом году показали несколько спектаклей по программе «Пушкинская карта» в краевой филармонии. Надеемся на продолжение такого сотрудничества и в дальнейшем.
— С какими вызовами сталкивается сегодня негосударственный театр?
— Отсутствие финансирования. Мы существуем на выручку от спектаклей. И я не имею права на постановку, которая не окупится: иначе нечем будет заплатить людям. Поэтому мы делаем качественную работу, которую люди покупают. Слава Богу, у нас получается, и мы независимы.


— Есть проекты, которые вы давно хотели реализовать, но пока ещё не осуществили их?
— Мы не мечтаем, мы — делаем. Если мне что-то сейчас понравилось, надо сразу к этому приступать. Откладывая идею в долгий ящик, можно перегореть.
— Ожидать ли новинок в ближайшие месяцы?
— Мы открывали сезон спектаклем «Человек в закрытой комнате». Сейчас репетируем «Пришёл мужчина к женщине». Его премьера запланирована после новогодних праздников.
— Какой вы видите эволюцию вашего театра через пять лет?
— В нашем репертуаре уже 22 спектакля. Некоторые постановки зрители видели всего пару раз за несколько лет. Хотелось бы играть чаще, чтобы иметь возможность знакомить зрителей с накопленным материалом.