

Со скульптурами Николая Санжарова неизменно сталкиваешься, как только попадаешь в Ставрополь. Если приезжаешь на железнодорожный вокзал, там тебя встречает генерал-губернатор царских времён Николай Никифораки. Проходишь чуть дальше по проспекту Карла Маркса и за Триумфальной аркой попадаешь на площадь генерала Алексея Ермолова, посреди которой установлен санжаровский бюст военачальника.
Попадая в город с юга, обязательно объезжаешь стелу Героям-доваторцам. Изначально она стояла на перекрёстке улиц Доварторцев и Шпаковской, но потом стала мешать автомобильному потоку. Её перенесли, и Санжаров второй раз присутствовал при установке своего творения.


Мемориал «Холодный родник», который изображает связанного, но не сломленного воина, автор представлял себе сначала совсем иным. Однажды Николай Санжаров бродил на окраине Таманского леса и встретил старушку, которая рассказала ему об ужасных расправах времён Гражданской войны.
«Белые красных, красные белых зарубали и сбрасывали в овраг. А весной снег таял. Руки-ноги торчали»,
— пересказывал скульптор слова той свидетельницы истории в одном из интервью.
Таким ужасающим и хотел сделать это место: с торчащими из земли огромными руками, и женскими, и мужскими. Но эскиз не прошёл цензуру, и в итоге родился монумент, который по сей день напоминает о братоубийственной войне. Рядом с ним позже поставили ещё один памятник — жертвам политических репрессий.


Самым странным, наверное, в санжаровском творчестве стал Памятник юным защитникам Отечества 1941–1945 годов, позже названный Древом жизни, у Дворца детского творчества. Скульптор не раз слушал критику за него от коллег по творческому цеху, обижался, но такова участь любого автора монументального жанра.
«Работа скульптора не только физически тяжела, а ещё и морально. Потому что живописец написал картину, она повисела неделю-две, и её убрали. А скульптура постоянно на глазах у всех. Её надо так делать, чтобы она не надоедала, и каждый раз человек чтобы что-то новое в ней находил. При этом памятники должны быть не только правдивыми, но и красивыми»,
— говорил Николай Санжаров в одном из последних телеинтервью в 2022 году.


Самородок из Изобильненского округа получил прекрасное художественное образование, окончив скульптурное отделение Ростовского художественного училища и Санкт-Петербургскую академию художеств имени Ильи Репина. Помимо таланта и мастерства, он отличался высокой работоспособностью. Его работы установлены и на его малой родине — на изобильненской земле, и в Невинномысске, и в Михайловске.
Но, наверное, самым главным в санжаровском творчестве стал памятник Михаилу Лермонтову, установленный в 1994 году возле театра драмы в Ставрополе. Право стать автором Николай Фёдорович выиграл на конкурсе. Над скульптурой очень долго работал. А когда она уже была установлена, часто ходил к Лермонтову и задумчиво смотрел на него.
Однажды за созерцанием его застал сосед, поэт Сергей Сутулов-Катеринич.
«Николай тогда спросил у меня, удался ли ему Лермонтов как вопросительный знак русской поэзии. Я шутливо уточнил: а Пушкин, стало быть, восклицательный? А он всерьёз об этом размышлял. Думаю, Лермонтов — самая интересная работа Николая Фёдоровича. В памяти земляков, которые знали его близко, он останется светлым и очень эмоциональным человеком»,
— сказал поэт корреспонденту «Победы26».


Гипсовый эскиз головы Лермонтова долгие годы стоял у входа в его мастерской в цокольном этаже дома на углу улиц Морозова и Пушкина. Однажды в 2014 году туда заглянула директор регионального отделения Литфонда России Екатерина Полумискова с потомком поэта — правнучатым племянником Владимиром Соколовым-Лермонтовым — и невольно сравнила, насколько они похожи. С этого и начался разговор со скульптором.
Санжаров объяснил, что не пытался добиться фотографического сходства с поэтом или его родственниками.
«Он сказал, что хотел сделать его похожим на представителей разных народов Кавказа, чтобы каждый увидел в нём что-то родное. И мне кажется, у него получился самый лучший памятник Лермонтову в стране. Поэт в движении, лёгком, и в то же время мощном. Он получился высоким и статным, не как в жизни, но этот образ отражает его статус в литературе, наши представления о нём. Поэтому памятник и стал таким притягательным. Я каждый день хожу мимо него и вспоминаю тот разговор с Николаем Фёдоровичем»,
— рассказала «Победе26» Екатерина Полумискова.


По её словам, Санжаров принимал участие в проекте Литфонда к 200-летнему юбилею поэта. Он выступил у памятника перед гостями из других регионов России и даже прочитал собственные стихи, посвящённые Лермонтову. Достал их из кармана плаща и туда же сложил потом. Опубликованными эти строки никто не видел.
«Он был таким неуёмным, такой творческой натурой. Мог, конечно, и повздорить с кем-то, но с поэтами общался с удовольствием, говорил с нами на одном языке»,
— вспоминает Екатерина.


Знакомые Николая Фёдоровича говорят, что он мог долго игнорировать человека за критику. Но его талант признают все, кто видел его творения.
«Николая Фёдоровича долгое время называли „ставропольским Церетели“ за обилие монументальных работ. Его отличала удивительная работоспособность. Прежде всего, он прекрасный портретист, получивший блестящее академическое образование. Санжаров остаётся с нами созданными им памятниками эпохи»,
— поделился мнением с «Победой26» бывший руководитель ставропольского отделения Союза художников России Владимир Грибачёв.


Художник Пётр Охрименко запомнил Николая Фёдоровича очень энергичным, деятельным и неравнодушным человеком.
«Да, некоторые его работы могут вызывать споры, но это его выплеск, его эмоции, его мысли. Наша задача сегодня сохранить всё его наследие, а не размахивать кувалдой, потому что наступило новое время и что-то устарело»,
— считает Пётр Порфирьевич.


Напомним, на Ставрополье деятели культуры ежегодно получают стипендии губернатора. В октябре завершился приём заявок на 2026 год.