Что такое мастер-план?
Агломерация Кавминвод стала темой большого трёхдневного форума, который состоялся на территории курортов. Пленарное заседание в Железноводске открыло серию проектных семинаров по этому вопросу. Разработкой проекта общей стратегии развития региона КМВ занимаются фонд «Дом.РФ» и Институт Генплана Москвы. Представители этих организаций презентовали идею главам городов, сотрудникам администраций муниципалитетов, местным архитекторам и активистам-общественникам.
В первую очередь, прозвучало, что агломерация не подразумевает как такового объединения территориальных границ и установления единого центра. Целостность муниципалитетов останется прежней. Агломерация лишь позволит объединить города и населённые пункты региона КМВ, чтобы повысить уровень комфорта, улучшить инфраструктуру, выявить и решить болевые точки на всех территориях в равных долях.
Кроме того, было дано определение понятию «мастер-план». Ведь именно он должен стать основой будущей агломерации и, соответственно, стратегического развития региона. Мастер-план — это документ, который определяет основные цели, приоритетные задачи и направления развития региона, даёт понять, что надо изменить в первую очередь, чтобы достичь максимального эффекта.
На основе мастер-плана будут разработаны в дальнейшем и генпланы каждого отдельного города на КМВ, он же повлияет на схему территориального планирования всего Ставропольского края. Но в отличие от генплана, этот документ является более открытым и гибким, его можно корректировать на любом этапе реализации в зависимости от потребностей жителей, возможностей региона, инвестиций, изменения законодательства и так далее.
Всегда на связи с властью и жителями
Чтобы понять, что на самом деле нужно региону, инициаторы проекта постарались провести всеобъемлющее исследование жизни и быта, истории и культуры, экологии и природы местности. Как рассказала в эксклюзивном интервью «Победе26» главный архитектор проекта Екатерина Катканова, группа разработчиков, начиная с февраля этого года, несколько раз приезжала на КМВ, проводила натурно-полевые обследования. В рамках этой работы собиралась полная информация по всем городам и населённым пунктам, всем знаковым местам, а также кафе, ресторанам, развлекательным заведениям, экскурсионным турам. Учитывалось не только их наличие и собственное восприятие, но и отзывы на специальных порталах от местных жителей и туристов.
Также проводился соцопрос населения региона на платформе проекта агломерации. Все желающие в нём поучаствовать заполняли анкету социального исследования и могли отметить на виртуальной карте места и точки, которыми недовольны или возмущены с кратким описанием проблемы.
Идеология межмуниципального развития
По итогам проведённых исследований у команды разработчиков проекта агломерации КМВ уже есть первоначальная идеология. Как рассказала «Победе26» Екатерина Катканова, она состоит в объединении всех муниципалитетов для равномерного развития территорий.
Мастер-план позволит создать своеобразную карту, как для путешественников, так и для агломерационных объектов. Это даст полную картину понимания, где что располагается и где как развивается.
Так, например, выявлена общая проблема для всех Кавминвод — транспортная доступность. Не всегда у жителей и отдыхающих региона есть чёткое понимание, как добраться из одного пункта в другой. Особенно остро эту проблему ощущают в Железноводске.
Но эксперты отмечают, что у Железноводска есть и положительный опыт, который следовало бы распространить и на соседние курорты. Это, в частности, система «Умный город». Она работает как для жителей, так и для отдыхающих. В частности, местные с помощью специального приложения могут узнать, когда к остановке подойдёт нужный общественный транспорт, а также пожаловаться на неубранный мусор, разбитую лавочку или яму на дороге — в оперативном порядке специалисты свяжутся с заявителем и ответят, когда проблема будет устранена. Туристы так же через специальное приложение могут, гуляя по терренкурам и общественным территориям города, зарабатывать «курортные рубли», которыми частично можно расплатиться в ряде кафе, ресторанов или культурных заведений.
В то же время Георгиевский городской округ, который также входит в состав Кавказских Минеральных Вод, не воспринимается большинством местных жителей и, тем более, туристов, курортной территорией. Кроме того, имея большую производственную базу, зачастую испытывает недостаток бюджета.
Будут учитываться и такие факторы, как соотношение площади территории и плотности населения, перемещение жителей из одного населённого пункта в другой в связи с работой и проживанием, поездками за покупками, на прогулки. Цель агломерации, как утверждают эксперты, — сохранить уникальность каждого города, при этом дать общий спектр развития.
Первые — Пятигорск, Ессентуки и Железноводск
Урбанист из Москвы Андрей Елбаев, который также участвовал в пленарном заседании, прокомментировал корреспонденту СКИА, что мастер-план включает в себя две составляющие: стратегическую и тактическую. Определив все ценности и приоритеты стратегические, следует переходить к некой программе развития города на какой-то обозримый период. Из большого пула проектов необходимо приоритезировать главные — те, которые возможно реализовать и которые максимально приблизят к тому видению, которое сформировали разработчики при составлении мастер-плана.
Разработчики начнут реализацию концепции агломерации с формирования мастер-планов для трёх городов: Железноводска, Пятигорска и Ессентуков. У Кисловодска такой документ уже есть и начал воплощаться. Это будет учтено при развитии всей агломерации. В целом этапы выполнения работы рассчитаны на ближайшие 5, 10 и 20 лет.
В рамках презентации проекта проектные семинары прошли также в Пятигорске и Ессентуках. Обсуждались вопросы, предложения и проблемы в разных направлениях: городская среда, экономика, экология и другие.