Добраться до монастыря без личного транспорта или такси непросто. Вроде и недалеко — всего полтора километра от конечной остановки автобуса № 38 «Ландшафтная улица», но сам автобус ходит крайне редко. А уж вечером о таком варианте и вовсе можно забыть.
Встретиться с игуменом мы договорились на ближайшей к монастырю остановке. Назначенный час стремительно приближался (в отличие от 38-го автобуса). Мысленно я уже прорабатывал альтернативные маршруты, но к счастью позвонил настоятель, который возвращался со службы в Михайловске (там находится подворье монастыря) и предложил встретить меня в удобном месте. Таким местом была остановка «Бульвар архитекторов», конечная шести городских маршрутов, куда я добрался без особого труда.
Вскоре к остановке подъехала «Нива», из которой меня окликнул знакомый голос настоятеля. Дорога на машине заняла ещё минут десять. Выяснилось, что игумен Кронид живёт в монастыре. Он рассказал, что с помощью благотворителей, которые обновили значительную часть дороги к монастырю, добираться до обители паломникам стало легче.
Монастырь встретил полным покоем. Постоянно здесь живут лишь несколько человек: сам настоятель, два послушника, иеромонах и служащий священник. Отец Кронид помог разобраться, чем отличаются статусы обитателей монастыря. Монах при пострижении получает новое имя и даёт обеты безбрачия, послушания и нестяжания. Послушники только готовятся к принятию начальной степени монашества — иночеству. А иеромонах — это монах, имеющий сан священника, то есть он может совершать богослужения.
Как признался отец Кронид, журналисты в монастыре бывали и прежде, но без ночёвки. Когда мы приехали, было уже темно. В Татарском лесу было тихо. Доносящиеся оттуда время от времени шорохи заставляли собак из соседнего дачного посёлка поднимать истошный лай.
Тихо журчала вода в источнике, наполняя купель, в маленьком храме обители шла вечерняя служба. Разместили меня в корпусе для братии, в комнате с простым убранством и множеством икон.
После вечерней службы и крестного хода вокруг обители пригласили на постный ужин (дело было в среду, а по монастырскому уставу в этот день положены особые ограничения в еде). Поэтому на столе в трапезной в этот вечер были овощной салат, макароны с овощами, хлеб и чай, варенье. Лежали и конфеты с печеньем, но к ним никто из обитателей монастыря не притронулся. Видимо, это лакомство было выставлено специально для гостя.
Приготовлением пищи занимается один из послушников. Постная кухня, хотя и предполагает ряд ограничений, кажется необыкновенно вкусной.
This is a modal window.
Завтрак, обед или ужин в монастыре начинаются и завершаются молитвой. А сам приём пищи проходит в тишине либо в сопровождении наставлений из святоотеческой литературы, которую читает священник. Пустословие в монастыре не приветствуется.
Обитель рассчитана на 15 насельников и трудников (тех, кто приходит сюда безвозмездно потрудиться, помочь монастырю).
Послушник Дмитрий живёт в обители уже семь лет. Приехал сюда из ставропольского села по приглашению настоятеля и остался.
В общении с настоятелем от Дмитрия, как правило, можно услышать только два выражения: «Хорошо, батюшка», «Да, батюшка». И никакого ропота или противоречий. На вопрос, что его привело в монастырь, Дмитрий отвечает — желание посвятить себя Богу.
По словам Дмитрия, его в монастыре окружают только хорошие люди.
This is a modal window.
Настоятель обители говорит, что послушания в монастыре самые обычные, не такие трудные, как в больших духовных и паломнических центрах — Троице-Сергиевой или Киево-Печерской лаврах.
Сама обитель по церковным меркам достаточно молода, а вот источник, который называют целительным родником Богородицы, известен как минимум со второй половины XIX века. Согласно монастырской летописи, здесь получали исцеление от ран и болезней ещё участники Крымской войны и более поздних сражений, а также местные жители и паломники.
Советская власть не одобряла поклонение святыням, в конце 50-х годов прошлого века отвела воду по трубам на молочно-товарную ферму, а сам источник засыпала и сровняла с землёй. Но местные жители продолжали приходить и молиться в этом месте. В трубе проделали отверстие, и вода тонкой струйкой стекала в сосуды паломников.
This is a modal window.
Возрождение источника началось в 90-е годы по благословению митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона. Вода стала вновь выходить на поверхность, и казаки с добровольными помощниками из соседних сёл расчистили источник. Здесь снова стали звучать церковные песнопения. Однако о монастыре тогда речи не шло.
Строительство обители началось со случая, который можно назвать чудом. Хотя в монастыре не часто употребляют это слово — необыкновенные события чаще называют промыслом Божиим. Местная жительница Валентина Колесникова, находясь в паломнической поездке, посетила некоего старца.
По просьбе матери сыновья Валентины Васильевны начали строить храм у источника. Доброе дело благословил митрополит Феофан, а с приходом к управлению епархией митрополита Кирилла началось создание монастыря. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви 30 мая 2014 года архиерейское подворье в селе Татарка было переименовано в мужской монастырь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Насельники монастыря собирают лекарственные травы, которые растут в лесу на территории монастырского скита близ станицы Темнолесской. А вот ремёсел здесь никаких не практикуют.
Приходят в обитель и люди, которые по каким-либо причинам решили сменить мирскую суету на монастырскую тишину. Однако это непростой шаг, говорит отец Кронид, и пойти по пути отречения от мира дано далеко не всем. Первыми насельниками монастыря были выпускники семинарии и монахи, то есть, люди, имеющие духовный опыт и представление о жизни в обители.
Отец Кронид убеждён, что через конфликты и недопонимание ближние часто помогают человеку прийти к смирению. Поэтому тем, кто всерьёз думает о монашеском пути, нужно приготовиться к испытаниям.
Бывает, что в обитель люди приходят за советом. Но в подобной помощи мирянам монахи себя ограничивают, считая, что лучше не дать никакого совета, чем дать такой, который может ухудшить ситуацию.
По праздникам в монастыре всегда много людей. К источнику едут со всего Ставрополья и из других регионов России: попить святой воды и попросить в молитвах о помощи для себя и своих близких. Настоятель отец Кронид, по заветам православных святых, трезво относится к чудесам, но о случаях исцелений знает от прихожан.
По словам отца Кронида, в Ставропольской семинарии слушателей воспитывают на творениях святителя Игнатия Брянчанинова, который в XIX веке в течение нескольких лет возглавлял епархию. А святой очень строго относился к искателям чудес и охотникам за старцами.
И всё же прихожане самостоятельно записывают случаи чудесных исцелений. Часть этих историй можно найти в издании, посвящённом 150-летию источника. Многие свидетельства относятся к новейшему времени. Возможно, когда-нибудь эти записанные прихожанами случаи поместят в отдельную книгу.
К помощи и совету митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла настоятели монастырей епархии (есть ещё Иоанно-Мариинский женский монастырь в Ставрополе и мужской монастырь во имя святых апостолов Петра и Павла в Светлограде) обращаются в затруднительных ситуациях.
Построенный в начале XXI века храм едва вмещает полтора десятка человек, а в монастыре в отдельные дни бывают сотни паломников и прихожан.
А ещё в планах руководства обители — достроить с помощью благотворителей дорогу к монастырю, чтобы удобно было добираться всем, кто хочет посетить монастырь и целебный источник.
Спал я в монастыре сном младенца. С восходом солнца в лесу, окружающем обитель, запели птицы. С утреннего молебна и обязательного акафиста перед иконой «Всех скорбящих Радость» в монастыре начинался новый день. После службы и завтрака ( в меню в четверг появились кусочки масла и сыра — дело было за неделю до начала Рождественского поста) один их послушников специально для гостя и читателей «Победы26» исполнил целое музыкальное произведение, звоня в колокола.
С чувством душевного спокойствия и безмятежности я вернулся в мир.