вт, 26 нояб.
18:58
Ставрополь
+1 °С, моросящий дождь
Эксклюзивы

Катитесь вы все: эксперты оценили планы по развитию велоинфраструктуры в Ставрополе

6 апреля 2023, 13:44ОбществоФото: Сергей Лычак / ИА «Победа26»

Администрация Ставрополя анонсировала строительство 1,7 км велодорожек в 2023 году в северо-западном районе города. Где именно проложат веломагистрали и почему новость об их появлении не вызвала энтузиазма в местном велосообществе, разбиралась «Победа26».

География дорожек

По данным муниципальных властей, новые дорожки пройдут по улице Индустриальной (от ул. Ленина до 1-й Промышленной), а также по 1-й Промышленной (от Индустриальной и до проспекта Кулакова). Если посмотреть на карту, то новая инфраструктура покажется частью чего-то большего. По новым дорожкам можно будет съехать с проспекта Кулакова и добраться до перекрёстка улиц Ленина и Западный Обход. Там уже по существующим магистралям для средств индивидуальной мобильности (СИМ) можно отправиться либо в микрорайон Перспективный, либо в сторону центра — по дорожке, созданной в прошлом году.

Выглядит так, будто начинает расти сеть веломагистралей, о необходимости которой уже много лет говорят урбанисты и велосипедисты. Но дальнейшие планы городских властей с таким предположением не стыкуются. До 2025 года велоинфраструктуру планируется строить в 12 микрорайоне, на бульваре Зелёная Роща, на улицах Ландшафтной и Рогожникова — то есть в совершенно разных районах города.

По заявлениям городской администрации, велодорожки закладываются в проектную документацию на строительство автомобильных дорог или реконструкцию улиц. Там, где всё отремонтировано и построено, ждать появления инфраструктуры не стоит.

Светофоры, разметка, подставки

Депутат ставропольской городской думы Александр Куриленко говорит, что он раньше пробовал обсуждать в городском парламенте иной подход к развитию велоинфраструктуры, однако безрезультатно.

«Тема в думе обсуждалась, кажется, всего один раз — в прошлом году. В план работы вносили вопрос о развитии велоинфраструктуры. Но какого-то серьёзного интереса у коллег-депутатов к этому нет. Сейчас появление велодорожек привязано к другим работам, например — к реконструкции дорог. Я предлагал, чтобы развитие велоинфраструктуры шло отдельно от комплекса благоустройства. Тогда получил ответ, что пока это не представляется возможным», 

— говорит Куриленко.

Он также рассказал, что важно создавать не только велодорожки, но и другую инфраструктуру, облегчающую передвижение на средствах индивидуальной мобильности. Например, специальную разметку на пешеходных переходах, которая позволяет не спешиваться — это сэкономило бы много сил и времени у ездоков. В некоторых городах используются специальные велосветофоры, а кое-где есть даже подставки для ног, чтобы ждать зелёного сигнала было удобнее. Но, как говорит депутат, до принятия подобных идей городские власти далеки.

В городах с развитой велоинфраструкторой движение регулируют специальные светофоры
Фото: Марина Тимченко «Победа26»

Город для машин?

Впрочем, игнорировать эту тему долго не получится, считает урбанист, член комиссии по развитию транспорта в Ставрополе при краевом миндоре Андрей Черняков.

«Я понимаю, что сейчас городские власти не слишком заинтересованы в том, чтобы люди пересаживались на велосипеды или самокаты. Автомобилисты пока в приоритете. Из-за этого нет чёткого понимания, что можно получить от развития велоинфраструктуры. Но эта тема не потеряет актуальности. Если мы хотим побороть пробки и сделать город комфортным, нам нужно развивать инфраструктуру для средств индивидуальной мобильности», 

— говорит Черняков.

Он отмечает, что основная проблема сегодня — это то, что дорожки делаются на окраинах без какой-либо системы. Обратное не означает, что нужно срочно выделить полосу для велосипедистов и самокатчиков на каждой улице. Тем более что в центре города есть сложности не только с шириной улиц, но и с рельефом. Но, говорит эксперт, можно начать хотя бы с объединения в систему уже существующей инфраструктуры на юге и севере Ставрополя. Между этими районами существует активная ежедневная маятниковая миграция населения. Хороший веломаршрут стал бы подспорьем, разгрузил бы дороги и остановки общественного транспорта. Тем более что многие ставропольцы действительно готовы пересаживаться на велосипеды и самокаты.

Не развлечение, а работа

Каждый год на улицах Ставрополя можно встретить всё больше велосипедистов и самокатчиков. Многие используют средства индивидуальной мобильности не как развлечение и не как способ держать себя в форме, а в первую очередь как транспорт. По некоторым маршрутам в час пик они вполне могут обогнать сразу несколько пробок на самых «горячих» отрезках.

Рост популярности СИМов заметен не только визуально, он отражается и в цифрах. Так, например, по данным кикшеринговой компании Urent, за прошлый год количество поездок на арендованных самокатах в Ставрополе выросло вдвое. При этом до 70% поездок осуществлялось не ради развлечения, а в конкретный пункт назначения.

«Ожидаем, что в этом году тенденция роста количества транспортных поездок по сравнению с развлекательными продолжится. Люди выбирают самокаты как транспорт, потому что это зачастую более удобно и доступно, чем автомобиль, и, в отличие от общественного транспорта, самокат не нужно ждать», 

— заявил представитель компании.

Самокаты всё чаще используют именно как транспорт, чтобы добраться до нужной точки
Фото: «Победа26»

Лучше чем ничего

Растёт и число тех, кто не просто ездит на велосипеде на работу, а для кого это и есть часть их работы. В городе каждый день передвигаются сотни курьеров, которые доставляют ставропольцам еду или покупки из магазинов. Среди них — Марина Савостьянова, которая работала в службе доставки больше двух лет. Она рассказала, что смена у работников может длиться по 12–14 часов. За это время они могут накатать по городским улицам до ста километров.

«На юге Ставрополя я часто попадала на велодорожки. В других районах работать сложнее в первую очередь из-за рельефа. Но и дорожек там вообще практически нет. Например, на Кулакова — практически никакой инфраструктуры, приходится ездить по тротуарам или по автомобильной дороге», 

— говорит собеседница.

По словам Марины, в Ставрополь она приехала из Красноярска. Там инфраструктуры для средств индивидуальной мобильности фактически нет, хотя это город-миллионник. Администрация считает, что там, где девять месяцев зима, велодорожки не нужны. Когда девушка переехала в Ставрополь, приятно удивилась наличию хоть какой-то инфраструктуры. Но, активно катаясь по городу, пришла к выводу, что имеющиеся дорожки были спроектированы с ошибками.

Для её коллег появление большего количества велодорожек было бы хорошим подспорьем: ездить стало бы удобнее, меньше приходилось бы конкурировать с пешеходами за тротуары или переживать о своей безопасности на проезжей части — особенно сейчас, когда вступили в силу новые правила, касающиеся средств индивидуальной мобильности.

Никому неинтересно?

Тем не менее велокурьеры и велосипедисты вообще практически перестали реагировать на новости о развитии инфраструктуры. Они просто научились ездить по городу без неё. Если раньше сообщение о новых дорожках активно обсуждалось в тематических чатах, то сейчас ни одно из крупных и авторитетных сообществ даже не разместило на своей странице новость о намерении мэрии построить 1,7 км велодорожек в северо-западном районе.

«Либо мы перестали на это обращать внимание, либо тема давно дискредитировала себя, так что мы подсознательно не воспринимаем это всерьёз. Когда тебя на протяжении девяти лет спрашивают, а делают по-своему, то на десятый год ты просто не станешь даже тратить время и силы на ответ и участие в обсуждениях. Сейчас в нашем сообществе вообще эта тема даже не встречается»,

 — объясняет администратор группы «Велотоксикозники» Екатерина Пономаренко.

Впишутся ли новые дорожки в существующую инфраструктуру и будут ли востребованы у представителей велосообщества, покажет время.

Авторы:Иннокентий Тамахин