К 80-летию создания Ставропольского суворовского училища член Союза журналистов России Марина Ромашко сняла документальный фильм «Честь имею». Проект предусматривает четыре премьерных показа. Третий из них состоялся 18 января во Дворце детского творчества Ставрополя. Воспитанники учреждения озвучили истории от лица суворовцев.
«Летом 1943 года наметился перелом в Великой Отечественной войне, тогда руководство страны начало думать о военном образовании. Было принято решение организовать суворовские училища по типу старых кадетских корпусов»,
— рассказала создатель фильма Марина Ромашко.
Суворовское училище в Ставрополе начали создавать в соответствии с постановлением Центрального комитета ВКП (б) от 21 августа 1943 года. Учреждению отдали самое лучшее из уцелевших строений — здание бывшей мужской классической гимназии. В ней было 200 комнат и учебных залов, мастерские, гимнастические аудитории. Оборудование для гимназии закупалось в том числе из-за рубежа — в Германии и в Голландии.
«В этой гимназии сформировались такие личности, как Герман Лопатин, Коста Хетагуров, Михаил Бруснёв»,
— пояснила Ромашко.
На территории суворовского училища расположились не только учебные и жилые корпуса, но и конюшни, физкультурный зал с клубом, пищеблок и столовая.
Первым начальником суворовского училища был назначен полковник Георгий Зуев, начальником политотдела — Пётр Радченко, а отдела учебно-воспитательной работы — подполковник Степан Кондратенко.
Первыми воспитанниками Ставропольского суворовского военного училища стали ребята, которые потеряли на войне отцов, сыновья полков.
«Более 70% суворовцев не имели отцов. В число первых воспитанников ставропольского училища вошли мальчишки с орденами и медалями, участники тяжёлых боёв, маленькие герои»,
— говорится в фильме Ромашко.
Будущий суворовец Михаил Бельский пережил оккупацию и смерть своей семьи, расстрелянной немцами в Белоруссии за связь с партизанами. В шесть лет мальчик остался один, выжил благодаря соседям. Позже, когда деревню Бельского освободила Красная армия, ребёнка приняли солдаты 335-го гвардейского тяжёлого самоходного артиллерийского полка.
«В восьмилетнем возрасте мальчик служил связистом и разведчиком. Миша заслужил две награды: медали «За отвагу» и «За победу над Германией»,
— рассказывается в фильме «Честь имею».
После завершения Великой Отечественной войны Бельского перебросили на восток для участия в боях с Японией. Мальчик получил вторую медаль «За отвагу», а также медаль «За победу над Японией».
В суворовском училище дети, искалеченные войной, получали образование высокого уровня. Им давали воспитание, какое было у самых привилегированных дворян в своё время, считает председатель ставропольского краевого отделения Союза кинематографистов России Геннадий Хазанов.
«Верховая езда, фехтование, это ощущение рапиры в руке, ощущение себя наследником большого рода, который отвечает за его честь. В суворовском училище была удивительная психология воспитания. Люди, которые оканчивали такие учреждения, массово становились впоследствии докторами наук, победителями олимпийских игр. Училища воспитали очень достойных людей из поломанных войной детей»,
— рассказал Геннадий Хазанов.
Первый 1943–1944 учебный год в Ставропольском суворовском училище завершился успешно. Все воспитанники сдали переводные экзамены, 37 человек стали отличниками.
Несмотря на успехи в учёбе, суворовцев иногда наказывали, в том числе за серьёзные инциденты.
«9 сентября 1944 года мы с Витькой Шестаковым, Иваном Дударевым и Семёном Петровым решили сбежать на фронт, заслужить ордена, вернуться в училище героями. Всем объявлены строгие взыскания»,
— говорится в одном из архивных писем.
Воспитанники Кузнецов, Чернышов и Маковецкий 14 августа 1946 года самовольно ушли в район бывшего военного аэродрома. Они собрали неразорвавшиеся артиллерийские снаряды и противотанковые патроны, принесли их в расположение лагеря. После этого ребята бросили боеприпасы в костры, в результате пострадало несколько человек.
«Вчера мы вернулись в училище из отпуска. Начальник приказал постричься, с лысыми башками ходить не хотелось, но приказ всё-таки выполнили. Потом устроили похороны состриженных волос. Вырыли яму на территории лагеря, опустили туда волосы и под звуки похоронного марша начали их зарывать. Все были арестованы, каждый на 20 суток»,
— рассказывается в картине «Честь имею».
Воспитанники второго отделения третьей роты Зинченко и Ищенко 9 июня 1947 года забрались на спортивную лестницу во дворе училища и бросались учебниками.
Спустя пять лет в Ставропольском суворовском училище состоялся первый выпуск курсантов. Он совпал с 30-й годовщиной Советской армии. В связи с этим для воспитанников учреждения организовали кросс, соревнования по лёгкой атлетике и смотр художественной самодеятельности.
За время учёбы вырос уровень ансамбля песни и пляски под художественным руководством сержанта Хромушина. Больших успехов добились и художники: они написали 96 работ. Об этом говорится в приказе начальника училища от 24 января 1948 года.
В училище были и поэты. Поэма «Солдат» воспитанника Романенко стала одной из лучших. Отметили и поэму «Русский полководец» Коротина, а также стихотворение «Солдат советской армии» Соснова.
«В первом выпуске курсантов 1948 года обучение завершили 47 воспитанников, из которых 10 окончили училище с золотой медалью, один — с серебряной, а все остальные — без единой тройки»,
— говорится в фильме Марины Ромашко.
После выпуска 16 человек отправились в Северо-кавказское пехотное училище, 15 — в ульяновское танковое, 13 — в ленинградское пехотное, двое выпускников поступили в военно-педагогический институт, а один — в военную академию.
Уже в 1950 году в армию пришли первые лейтенанты, которые ранее носили алые погоны суворовцев.
Автор документальной картины «Честь имею» Марина Ромашко намерена снять ещё несколько фильмов о Ставропольском суворовском училище. Она хотела бы охватить истории воспитанников, выпускавшихся позже.
«Были удивительные судьбы суворовцев и в 1949-м, и в 1950-м годах. Ставропольское суворовское училище работал вплоть до 1962-го. Нужно рассказать и об этих воспитанниках»,
— подчеркнула Ромашко.