14-летняя Милана Бабаева — необычный ребёнок. Она иначе общается с другими людьми, по-другому воспринимает мир. Возможно, даже простые житейские ситуации вызывают у неё сложные эмоции, а иногда большую тревогу и волнение. Но сегодня Милана в центре внимания. Она — одна из художников, чьи картины представлены на выставке «Мы чувствуем» в ставропольской галерее Гречишкина.
Небольшая экспозиция на неделю разместилась на первом этаже. Это несколько работ, нарисованных во время арт-терапевтической работы воспитанниками михайловского Психологического центра. Там дети и подростки с ментальными особенностями творческими методами учатся понимать чувства и эмоции, свои и других людей.
С некоторых пор важной частью деятельности центра стала работа с расстройствами аутистического спектра (РАС). Раньше родители вынуждены были возить таких детей в Москву или даже в Израиль, чтобы получить профессиональную помощь. Но и сегодня не всё так просто, сказала на открытии выставки директор центра Елена Корюкина.
«Говорят, что аутизм сейчас — это модный диагноз. Но это не так. Иначе наших детей не прогоняли бы с детских площадок. Тогда бы врачи быстро направляли семью с ребёнком в нужное русло. Тогда взрослые с аутизмом могли бы быстро находить работу или занятие себе по душе. Так что аутизм не модный диагноз. Это особенность многих семей, постоянный поиск, проблемы на каждом шагу. Но ещё это искреннее отношение к людям и способность видеть в мире то, что другим не дано»,
— говорит Корюкина.
Долгого открытия выставки не получилось. Елену прервала Милана, которая взяла своё приветственное слово, сказала, что рада видеть столько гостей и хочет показать им картины. Девочка подошла к каждому, чтобы пожать руку.
«Здравствуйте, меня зовут Милана. Оцените мои картины?»
— повторяла она раз за разом. А когда обошла всех, сказала, что теперь время смотреть искусство, и направилась в выставочный зал.
Одни картины в экспозиции нарисованы красками, другие — карандашами. У каждой — уникальный стиль и способ передачи авторского послания. О том, как они создавались, рассказала художник и психолог Анжелика Беляева. Это она ведёт в михайловском центре занятия по изобразительному искусству и по гончарному делу.
«Мы не просто рисуем и потом анализируем, как это принято в классической арт-терапии. Сначала смотрим на картины известных художников на определённую тему — грусть, злость, печаль или обиду. Дети могут высказаться. Потом, отталкиваясь от того, что мы проговорили, воспитанники рисуют свои картины и презентуют их группе. Они рассказывают, что испытывали, получают обратную связь»,
— рассказала Анжелика.
Гости собрались у картин, рядом с которыми стояла Милана. Это её работы, карандашные рисунки. На них лирические персонажи переживают страх сцены или узнают о смерти близкого человека (тот, очевидно, тоже есть на картине в виде портрета в рамке с чёрной лентой в углу). На одном из рисунков чуть с краю написано: «Почему?»
Потом Милана отвела всех к своей любимой работе, чтобы рассказать про неё. Это уже не карандаш, а краски. Изображение в тёмных тонах.
«Моя любимая картина — это «Печаль». Там изображён очень грустный человек, который смотрит во тьму. Он погружён в сильную грусть и постепенно растворяется в этой темноте»,
— рассказала Милана.
Юная художница — единственная из авторов с выставки, кто смог приехать на открытие. Для художницы приготовили сюрприз: в соседнем зале поставили мольберт и карандаши, чтобы девочка могла что-нибудь сымпровизировать прямо здесь и сейчас. Пока она рисовала, можно было посмотреть на картины из основной экспозиции галереи — кисти Павла Гречишкина.
На одном полотне — кавказский пейзаж. Где-то там, вдалеке, возвышается и ширится Эльбрус. На ближнем плане посреди просторного плато стоит и смотрит на огромную гору маленький одинокий всадник. От соседства с выставкой «Мы чувствуем» картина будто обрела новые оттенки, срифмовалась по смыслу с работами детей с РАС. Теперь кажется, что в ней тоже есть что-то аутистическое.
Впрочем, сложно описать, что это вообще такое. Так же, как сложно описать портрет Миланы. Вот она совсем по-детски радуется, что у неё собираются взять интервью (да-да, с настоящим микрофоном и камерой). Вот она каждый раз, когда видит объектив, направленный в свою сторону, поднимает вверх руки с жестом «виктори». А вот она стоит перед собравшимися вокруг взрослыми и рассказывает о картине, на которой человек растворяется в тьме грусти.
Её мышление не проще и не сложнее мышления собравшихся гостей. Оно просто другое.
«Я выставляюсь в первый раз. Мне нравится, да. Я даже хочу повторить, потому что мне нравится эта галерея, где я нахожусь, она заслуживает большей известности. Хочу, чтобы тут помещались 200 известных картин: и взрослых, и детей. Потому что даже, знаете, в любой простой картинке малыша, на которой нарисованы трава, домик и солнышко, есть скрытый смысл. Задумайтесь над этим»,
— сказала во время того самого интервью Милана Бабаева, 14-летняя художница.