пт, 03 май
16:44
Ставрополь
+19 °С, ясно
Эксклюзивы

Права по новым правилам: что изменилось в работе автошкол и сдаче экзаменов в ГИБДД на Ставрополье

10 апреля , 12:52ОбществоФото: Светлана Школина / ИА «Победа26»

С апреля 2024 года изменились порядки допуска к управлению транспортом, обмена иностранных водительских удостоверений и проведения экзамена по вождению. Подробнее о переменах рассказали представители УГИБДД и учебного центра Ставрополья на пресс-конференции, организованной 9 апреля ИА «Победа26» в РИЦ на базе СтГАУ.

Штрафная семёрка

С 1 апреля в две статьи Федерального закона №196-ФЗ внесён ряд изменений. Поправки коснулись порядка допуска иностранных граждан и граждан, получивших водительские права за границей, к управлению транспортными средствами. Пересмотрены также правила обмена иностранных водительских удостоверений и проведения экзаменов.

«В практической части изменятся список обязательных манёвров транспортных средств, система оценки и начисления штрафных баллов и перечень лиц, которые могут находиться за дублирующими педалями экзаменационного транспортного средства»,

— уточняет замначальника отдела технадзора и регистрационно-экзаменационной работы краевого УГИБДД Андрей Быстров.

Андрей Быстров
Фото: Валерия Алтухова / ИА «Победа26»

В качестве примера он приводит экзаменационные манёвры для открытия категорий А, М и подкатегории 1, касающихся мототранспорта. Из списка обязательных исключили передвижение мотоцикла задним ходом, заменив его на проезд по колейной доске. А вместо манёвра «остановка и начало движения на спуске» решили оставить лишь подъём.

Изменилась и система оценки за практическую часть. Раньше при получении пяти штрафных баллов экзамен считался несданным. Теперь пороговое значение — семь баллов, а сами ошибки разделили на несколько групп.

«Первая группа — это грубые ошибки, за них инспектор при приёме экзамена сразу выставит максимальное количество баллов и экзамен будет не сдан. К ним относятся действие или бездействие кандидата в водители, из-за которых инспектор должен вмешаться в управление для предотвращения ДТП, а также выезд на полосу встречного движения, нарушение правил разворота, поворота, непредоставление преимущества движения пешеходам, нарушения при проезде железнодорожного переезда»,

— разъясняет Андрей Быстров.

Фото: Светлана Школина / ИА «Победа26»

Также претендент на получение водительского удостоверения теперь может выбирать, кто будет управлять дублирующими педалями: сотрудник Госавтоинспекции или же представитель автошколы. В УГИБДД края отмечают: сидя на пассажирском сидении во втором ряду, автоинспектор может эффективнее оценивать качество подготовки экзаменуемого, внимательнее следить за выполнением манёвров и, не отвлекаясь на обеспечение безопасности в процессе экзамена, объективно выставить оценку.

Если же экзамен всё-таки провален, количество пересдач никто не ограничивает. Изменился только период назначения повторных попыток.

«Пересдать теоретический экзамен после первых двух неверных попыток по прежнему регламенту можно было минимум через семь дней, максимум — через 30. В новом регламенте максимальный срок назначения пересдачи после третьей попытки увеличен до полугода. Также нужно помнить, что положительный результат теоретического экзамена сохраняется в течение шести месяцев. И в случае несдачи практики теорию придётся пересдавать»,

— напоминает Быстров.

По статистике, чаще всего успешно сдают со второй-третьей попытки. А в числе самых распространённых ошибок — невключение указателя поворота при манёвре, остановка двигателя, игнорирование дорожных знаков и непристёгнутый ремень безопасности.

Специалист также назвал причины, по которым к экзамену могут вообще не допустить: от неполного пакета предоставляемых кандидатом документов до наличия в базе ГИБДД информации о лишении человека прав управления транспортным средством.

Фото: Светлана Школина / ИА «Победа26»

Исключения и льготы

Для многих водителей важным стало решение о том, что вскоре иностранные и международные удостоверения в России станут недействительными. Произойдёт это по истечении года с даты получения вида на жительство либо гражданства РФ, или с даты первого въезда на территорию России после получения гражданином РФ иностранного водительского удостоверения.

«По имеющимся действующим водительским удостоверениям можно будет передвигаться до 1 апреля 2025 года. Данные ограничения не коснулись граждан Российской Федерации и Республики Беларусь, управляющих транспортными средствами на основании водительских удостоверений, выданных в Республике Беларусь»,

— поясняет начальник МРЭО ГИБДД города Изобильного Евгений Маляндра. 

Евгений Маляндра
Фото: Валерия Алтухова / ИА «Победа26»

Получить российское водительское удостоверение на основании действующего иностранного можно будет, пройдя обучение в автошколе и сдав экзамены. При этом для граждан государств, в которых русский язык закреплён в качестве официального — а это Абхазия, Южная Осетия, Киргизия и Казахстан, сделано исключение: они будут сдавать только теорию. Касается это правило и граждан РФ, получивших права в указанных выше четырёх государствах, а также граждан РФ и лиц без гражданства, которые обладают иностранными водительскими удостоверениями с категориями А, В, ВЕ, М, А1, В1.

«Льготный период — с 1 апреля 2024 по 1 апреля 2025 года. Иностранные граждане и граждане России, имеющие иностранные водительские удостоверения, могут обменять права без сдачи экзаменов. Это касается только водителей, получивших гражданство РФ или вид на жительство и въехавших в Россию до 1 апреля 2024 года. Для обмена водительского удостоверения нужно обратиться в наше подразделение, сдав медсправку, предъявив СНИЛС, документ об оплате госпошлины, паспорт гражданина РФ или вид на жительство»,

— добавляет Евгений Маляндра.

Водителям с иностранными правами придётся пересдавать экзамены
Фото: ИА «Победа26»

Ещё одно исключение в вопросе замены водительских удостоверений иностранного образца касается жителей новых регионов России. Постановления правительства РФ №2216 и №1143 предусматривают, что жители Херсонской, Запорожской областей, а также ЛНР и ДНР эту процедуру проходят в упрощённом порядке.

«Для жителей новых субъектов Российской Федерации обмен водительских удостоверений происходит без оплаты государственной пошлины и без предоставления заявителями медицинского заключения. Необходимо созвониться с регистрационно-экзаменационным подразделением — в нашем крае это МРЭО ГИБДД в городе Ставрополе по улице Коломийцева, 38 — выяснить время приёма и обратиться для замены»,

— дополняет Андрей Быстров.

Женщины «включают» осторожность, мужчины — агрессию

Все изменения в дорожном законодательстве отслеживают и образовательные организации, готовящие будущих водителей. В некоторых автошколах этим занимаются целые методические отделы.

По данным Госавтоинспекции края, на сегодня в регионе действует около 80 автошкол. Все они имеют лицензию на осуществление образовательной деятельности, проверяются минобразованием и УГИБДД.

На Ставрополье действует около 80 автошкол
Фото: ИА «Победа26»

Ещё одним важным аспектом в работе автошкол остаётся выработка навыков безопасного вождения. Ведь управление автомобилем — это не только комфорт, но и процесс, связанный с повышенной опасностью для окружающих.

Руководитель учебного центра Михаил Северчуков отмечает: в последнее время в автошколы, обучающие водителей транспортных средств категории В, всё больше приходит девушек и женщин. Массово стали интересоваться девушки и обучением вождению мототранспорта. Мужчины же выбирают организации, где учат управлять и грузовым автотранспортом.

По словам эксперта, начинающие водители нехватку профессиональных навыков компенсируют по-разному: женщины выбирают осторожность, мужчины — агрессию. Статистика свидетельствует: более дисциплинированными водителями оказываются именно женщины, они в разы реже становятся виновниками серьёзных ДТП. 

Михаил Северчуков
Фото: Валерия Алтухова / ИА «Победа26»

Чего нельзя делать за рулём

По данным ГИБДД, седьмая часть ДТП в крае происходит именно по вине начинающих водителей.

«Да, в последние пять лет количество ДТП по вине начинающих водителей сокращается, но оно далеко от нуля. В 2023 году наблюдался рост количества погибших участников аварий, виновниками которых также признаны начинающие водители: на территории края совершено 174 ДТП, в которых 22 человека погибли и 253 получили ранения. За первый квартал 2024 года — 33 ДТП, шесть погибших, 44 получивших ранения»,

— говорит Андрей Быстров.

В числе причин, по которым начинающие водители попадают в ДТП, Евгений Маляндра называет быструю и рискованную езду, нарушение ПДД и неумение справиться с управлением транспортным средством в критической ситуации. Первое же место принадлежит невнимательности.

«Многие отвлекаются на мобильный телефон за рулём: отвечают на сообщения, смотрят видеоролики, разговаривают. Также 30% ДТП со смертельным исходом случаются из-за превышения скорости. Немаловажным фактором является и проезд на запрещающий сигнал светофора»,

— перечисляет Евгений Маляндра.

Использование телефона за рулём нередко становится причиной аварий
Фото: ИА «Победа26»

«Молодёжной» причиной ДТП эксперт назвал и переполненные автомобили: большие шумные компании, втиснувшиеся в салон, не только отвлекают водителя от дороги. Перегруз влияет на ходовую часть машины, и нередко авто просто теряет управление.

Наконец, угрожают безопасности и самовольные вмешательства в конструкцию автомобиля. А вот пешеходы нередко попадают под колёса в тёмное время суток из-за страсти отдельных автовладельцев к тонировке.

«Ну и, конечно же, не могу обойти стороной такую причину, как пьяное вождение. Все моменты, которые я перечислил, — это своего рода свод правил, чего не нужно делать за рулём не только начинающим водителям, но и всем автовладельцам»,

— подвёл итог Евгений Маляндра. 

Авторы:Юлия Яковенко