вс, 15 сент.
01:48
Ставрополь
+16 °С, ясно
Эксклюзивы

Онлайн-груминг, овершеринг и шантаж: как ставропольским родителям уберечь ребёнка от злоумышленников в Сети

27 июля , 09:59ОбществоФото: Камилла Улубаева / ИА «Победа26»

В реальной жизни большинство родителей учат своих детей не общаться с незнакомцами, но они не всегда предупреждают, что важно соблюдать такую же меру безопасности в цифровом мире. Как уберечь ребёнка от злоумышленников и других опасностей на просторах Сети, разбиралась «Победа26».

Выстраивать доверие с ребёнком

Вопросы информационной безопасности всё больше волнуют современных людей. Особенно если речь идёт о детях. Их намного проще запугать или заставить доверять и сделать в итоге то, что нужно злоумышленнику. Для этого используются приёмы социальной инженерии.

«Злоумышленники, например, выдают себя за сверстников или используют информацию об интересах, которую сам ребёнок мог разместить у себя в открытом аккаунте в соцсетях. При этом 29% родителей не знают, какие сведения об их детях есть в интернете. Также на детей проще воздействовать через страх, радость, удивление и так далее. Потому что все эмоции у них намного ярче»,

— рассказал руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской онлайн-безопасности Андрей Сиденко.

Руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской онлайн-безопасности Андрей Сиденко
Фото: пресс-служба «Лаборатории Касперского»

В ходе опроса, который провела компания Online Interviewer по заказу «Лаборатории Касперского» в 2023 году среди родителей и их детей в возрасте 3–17 лет из крупных городов России, 16% ребят признались, что к ним пытались втереться в доверие незнакомые взрослые (такие действия называются онлайн-груминг. — Прим. ред.). При этом ребята редко рассказывают об этом. По данным опроса, о подобных случаях знают только 8% родителей.

Последствиями онлайн-груминга может стать получение злоумышленниками приватных фотографий, видео или даже встречи в реальной жизни. А в дальнейшем — шантаж ребёнка.

Публикация в Сети избыточных данных о себе называется овершерингом. Некоторые дети оставляют на страничках в соцсетях информацию о месте жительства, своих родственниках, выкладывают личные фотографии, дополняя их историями из жизни. Чем также могут воспользоваться мошенники, чтобы втереться к ребёнку в доверие и выманить деньги или данные.

«Нужно всегда подходить с холодным расчётом. Подумайте, от кого вы получили сообщение, откуда вы знаете этого человека, что будет, если вы не сделаете то, о чём вас просят. Если ребёнок расскажет о случившемся родителям, так ли это уж плохо? Ведь это те люди, которые в первую очередь должны помочь в любой ситуации»,

— сказал эксперт.

Он также обратился к детям и отметил, как бы страшно ни было говорить с родителями, это нужно сделать в первую очередь. Иначе в дальнейшем может быть только хуже. Ведь если ребёнка, например, шантажируют, нет никаких гарантий, что шантаж не повторится.

«Родителям же стоит помнить, что угрозы из виртуального мира могут иметь последствия в реальном. Нужно выстраивать доверительные отношения с ребёнком. Тогда в случае возникновения проблемы он не постесняется рассказать о ней»,

— комментирует руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской онлайн-безопасности.

Представитель «Лаборатории Касперского» посоветовал родителям выстраивать доверительные отношения с ребёнком
Фото: ИА «Победа26»

Новые схемы обмана детей

Если раньше существовали общие схемы, которые злоумышленники использовали и для взрослой, и для детской аудитории, то сейчас появляются новые, которые создаются только под юных пользователей.

Один из примеров касается роликов на видеохостингах. Сначала дети смотрят там исключительно игровой контент: разбор стримов, различных турниров, способы прохождения того или иного уровня. Так набирается определённая аудитория.

«Однако через несколько недель могут появиться видео, которые призывают вложиться деньгами в криптовалютной бирже, чтобы якобы получить выгоду от вложений, обещая удвоить вложенную сумму через неделю. Аудитория определена — это школьники. Характер контента в этом аккаунте говорит о том, на что ставят в данном случае злоумышленники»,

— предупредил Андрей Сиденко.

«Раньше такого не было. Но осведомлённость всё ещё недостаточная. Так, по данным исследования команды Kaspersky Safe Kids, почти каждый пятый опрошенный ребёнок жалел о некоторых публикациях, которые делал в Сети. Это могла быть информация как о себе, так и о других людях. Например, 7% подростков 11–17 лет признались, что выкладывали на своих страницах или отправляли кому-то в личных сообщениях фото и видео очень личного или неприличного характера»,

— сообщил эксперт.

Каждый пятый опрошенный ребёнок жалел о некоторых публикациях, которые делал в интернете
Фото: Дмитрий Ахмадуллин / ИА «Победа26»

Защитить и научить

Родителей волнует и то, с какого возраста можно покупать ребёнку смартфон. Как считает Андрей Сиденко, это должно быть обусловлено тем, насколько сильно погружена в использование гаджетов семья, как развита культура общения с устройствами, насколько в целом ребёнок готов к их использованию, есть ли у него знания об угрозах.

«Это процесс, в котором много составляющих. И каждая семья принимает своё решение. Как правило, это происходит в возрасте от пяти до восьми лет. И это связано с тем, что ребёнок идёт в школу, а у родителей появляется потребность быть на связи»,

— отметил представитель «Лаборатории Касперского».

Чтобы меньше беспокоиться за ребёнка, многие папы и мамы устанавливают различные приложения с функцией родительского контроля. Они защищают детей в цифровом мире, помогают мониторить использование устройств и местонахождение, ограничивать небезопасный контент, экранное время. При этом ориентированы на то, что пользователи бывают с разным уровнем подготовки, и помогают вникнуть в работу приложения, уверяет эксперт.

«Например, в нашем приложении для родительского контроля есть всплывающие сообщения, которые рассказывают про различные функции программы и особенности настройки. При первой установке родители получают небольшую памятку, которую в обязательном порядке нужно пролистать. Это конкретные понятия-тезисы о том, на что нужно обратить внимание. В дальнейшем эти советы всплывают в интуитивно понятном месте. Есть даже ответы психолога на сложные вопросы, касающиеся действий ребёнка в цифровом мире»,

— поделился Андрей Сиденко.

Эксперт уверен, что если с гаджетами обращаться правильно, то они превращаются в инструмент поиска полезных данных, который помогает детям познавать мир, получать дополнительную информацию, в том числе и по учебным предметам. Например, через просмотр видео.

Согласно статистике «Лаборатории Касперского», по Ставропольскому краю категория «Программное обеспечение, аудио, видео» стала наиболее посещаемой среди детей в первые четыре месяца 2024 года. Доля юных пользователей составила 41% как на мобильных устройствах, так и на компьютерах. Популярны приложения для просмотра видео (32%). Также около трети посещают площадки интернет-магазинов, около 15% общаются в мессенджерах.

«Я верю, что рано или поздно тема информационной безопасности займёт своё место в сетке часов учебных планов. Потому что информатика — это про другое. А информационная безопасность учит ребёнка взаимодействовать с контентом, делать это безопасно и защищать себя и свои данные от угроз. Считаю, что начинать надо с первого класса. Для этого мы создаём методические материалы,  которые можно использовать для обучения детей в школе»,

— поделился эксперт.

Эксперт уверен, что в школах нужно ввести информационную безопасность
Фото: пресс-служба «Лаборатории Касперского»

Ранее сообщалось, что в Ставропольском крае интернет-пользователи столкнулись с локальными и веб-угрозами. Защитные решения помогли заблокировать вредоносные файлы на 15% устройств в регионе.   

Авторы:Татьяна Решетняк