Решение о поездке российских ребят в северокорейский детский лагерь «Сондовон» приняли ради «сплочения народов и культурного обмена между двумя странами». Организаторами путешествия стали «Движение Первых», международный детский центр «Артек» и дирекция Всемирного фестиваля молодёжи. Из 3,5 тыс. желающих отправиться в КНДР отобрали 50 школьников от 14 до 17 лет. Кроме того, на платной основе в лагерь поехали около 200 детей из Приморского края.
В число счастливчиков вошли трое ставропольцев — Владислав Козырев, Илья Михайленко и Ксения Цива. В подкасте «Победы26» девушка предположила, что её взяли из-за хорошей дикции, активного участия в жизни Ставрополя и края, а также членства в различных молодёжных организациях.
Перед десятидневной поездкой в самую закрытую страну мира ребят собрали в Москве и проинструктировали. Дети также заранее готовили форматы, в которых планировали знакомить своих сверстников с российскими традициями.
Международная смена в Северной Корее началась для ребят с поездки в столицу — Пхеньян. Делегаты увидели Центральный зоопарк, выставку природы, парковую зону «Рынра».
«Корейцы очень дружелюбные и гостеприимные. Когда мы ехали из Пхеньяна в Сондовон, нам все улыбались, махали руками и радовались тому, что мы приехали»,
— поделилась первым впечатлением о КНДР Ксения Цива.
Больше всего ставропольчанку удивили полупустые дороги. Чаще всего корейцы ездят на велосипедах, а на автомобили местные жители копят несколько поколений из-за их дороговизны.
По мнению девушки, зелёный Пхеньян по степени благоустроенности вполне можно сравнить со Ставрополем. За внешним видом столицы КНДР тщательно следят: газоны всегда подстрижены, ни одной выброшенной бумажки в неположенном месте. Дома — будто только что выстроены, на каждом балконе стоят цветы.
Ксении удалось запечатлеть городские ландшафты республики. Однако существовали и ограничения на съёмку: гостям запретили фотографировать белые буквы на красном фоне и красные на белом — лозунги, призывающие любить КНДР и трудиться на её благо. Ставропольчанка вспоминает, что их было очень много: на домах, на машинах, на столбах вдоль дороги. Также нельзя было фотографировать памятники, портреты и изображения вождей из семьи Ким на огромных мозаиках, которых также было много по всему городу.
Одним из неоправдавшихся стереотипов о Северной Корее оказался запрет на ношение джинсов и открытой обуви. Якобы в КНДР это могут принять за пропаганду западной культуры и неуважение к местным традициям.
«Мы ехали и думали, как в жару не носить открытую обувь. Оказалось, что сами корейцы спокойно ходят в ней, а также в джинсах»,
— сказала Ксения.
«Сондовон» — единственный оздоровительный лагерь в КНДР, в который могут попасть дети из других стран. Расположен он на берегу Восточного моря в городе Вонсан. Его лозунг: «Лучшее — детям!». В лагерь едут в основном ребята из Китая, Бразилии, Танзании, Пакистана, Вьетнама и Нигерии, а теперь и из России.
«Это очень большой лагерь. По территории он может сравниться с нашим «Артеком». Там есть аквапарк, океанариум, бассейн, огромный пляж. К каждому отряду приставили корейских переводчиков, которые хорошо знали язык. Персонал гостиницы также говорил на английском на базовом уровне. А вот дети нас не особо понимали, несмотря на то, что в школах у них есть такие предметы, как «Русский язык» и «История России»,
— поделилась наблюдениями девушка.
В лагере ребят ждала насыщенная программа. Российские и корейские школьники познакомили друг друга с культурой и обычаями своих стран. На День России дети устроили художественное представление, собрали тематическую выставку, провели кулинарное соревнование с русскими народными блюдами.
В ответ корейские школьники провели для гостей День Кореи и подготовили для гостей соревнования по гребле. Они также обменяли свои пионерские галстуки на панамы с символикой «Движения Первых».
Питание в детском лагере было максимально приближено к привычному для россиян. На каждый приём пищи обязательно предлагали рис, также давали отварную или жареную картошку и оладьи.
«Видимо, у них тоже полно стереотипов о России, раз они решили, что мы будем рады картошке и оладушкам. Часто мы ели кимчхи (квашеная пекинская капуста. — Прим. ред.) и фунчозу (лапша из крахмала с овощами. — Прим. ред.), рыбу, кальмаров в панировке и салат с осьминогами. Ещё нам давали пельмени. Дополнительно покупали в лагере мороженое, конфеты, рисовые чипсы»,
— перечислила Ксения Цива.
Обслуживание организовали в формате шведского стола. Еду выкладывали на подносы, есть нужно было палочками.
Интересной местной традицией оказался ежедневный уход за памятниками вождей республики.
«Каждое утро в 6:30 желающие вставали и организованно ходили убираться возле него. Это расценивалось как выражение почтения руководству и истории КНДР. Я ничего не мыла, но ребята из нашей делегации изъявили желание принять участие в подобном ритуале»,
— сообщила ставропольчанка.
О возможном возвращении в Северную Корею девушка ответила убедительное «да».
«Я бы даже какое-то время пожила там, например, месяц. У них другие правила, больше запретов и ограничений, они изначально воспитаны иначе, чем мы. Для разнообразия стоит пожить там, чтобы влиться в другую культуру»,
— заключила девушка.