Готовиться к школе нужно поэтапно, учитывая потребности ребёнка, считает учитель начальных классов гимназии №3 Ставрополя Ирина Воробьёва.
«Но важно понимать, что в дошкольном возрасте дети познают мир через игру, и это считается основой для их гармоничного развития»,
— говорит Воробьёва.
За год до школы можно отдать ребёнка в подготовительный класс. Так будущий первоклассник привыкает к новой обстановке, а незнакомое слова «школа» перестаёт его пугать.
«Когда ребёнок видит перед собой педагога, класс, он получает представление о том, что школа — это не страшно. Кроме того, в подготовительном классе развивают математические способности, мелкую моторику, логику, мышление, внимание, память»,
— считает педагог.
Похожего мнения придерживаются и специалисты Психологического центра Ларисы Рейнер. По их словам, подготовительный класс может помочь в формировании у ребёнка представлений о школе: какие есть правила, какие требования может предъявлять учитель к поведению ребёнка, выполнению заданий и т.д.
Педагог со стажем работы более 20 лет Ирина Воробьёва уверена, что ребёнка следует отдавать в первый класс после того, как ему исполнится 6,5 лет.
«К этому возрасту в необходимой мере сформированы все психологические функции, которые помогут ребёнку быть успешным в школе — на достаточном уровне развиты память, мышление, самостоятельность»,
— говорит Ирина.
Подтвердили это и психологи. Возраст 6,5–8 лет, когда детей нужно отдавать в школу, выбран неслучайно. В это время происходит созревание отдела головного мозга и блока саморегуляции, смена непроизвольного внимания на произвольное.
«Отмечено, что проще происходит адаптация к школьному обучению после семи лет, но этот процесс достаточно индивидуален»,
— говорит психолог Лариса Рейнер.
Определить, готов ли ребёнок к первому классу, может специалист.
«Чтобы понять, что ребёнок готов к школе, нужно иметь представление о развитии его эмоциональной, волевой, коммуникативной, познавательной сфер и физическом состоянии. Мы рекомендуем пройти диагностику готовности ребёнка к школе у специалиста»,
— советует психолог Елизавета Литвинова.
Родителям до начала обучения стоит познакомиться со школой, первым учителем своего ребёнка, узнать актуальные правила и требования. Эта информация может помочь в адаптационный период.
Если ребёнок посещает детский сад, то его ритм жизни уже приближен к тому, что ждёт его в школе.
«Часто дети так и говорят, что первый класс похож на садик. Но дома всё равно следует соблюдать режим дня»,
— делится Ирина Воробьёва.
Важен режим и в случае, если ребёнок в сад не ходит — его день должен быть упорядочен, малышу нужно вставать в одно и то же время, уделять время занятиям — в игровой форме рисовать, штриховать, выполнять задачи, связанные с математикой или окружающим миром, слушать сказки.
«И обязательно отдыхать днём и гулять. Использование гаджетов должно быть минимальным»,
— говорит учитель.
«Нужно обратить внимание на то, как ребёнок, который не посещает детский сад, воспринимает правила в различных местах. Например, в парке, поликлинике, театре и прочее. Как он может выстраивать диалог со взрослыми — принимает ли критику и похвалу, и сверстниками, как выполняет задания — может ли усидеть на одном месте, видит ли ошибки и может ли их исправить, как завершает задание. Важно дать ребёнку такой опыт»,
— рассказывает Лариса Рейнер.
Кроме того, в последний год перед школой, независимо от того, посещал ребёнок дошкольное учреждение или нет, необходимо учить ребёнка большей самостоятельности, умению проявлять себя. Например, представляться, знакомиться, использовать свои знания.
Чтобы процесс адаптации прошёл легче, важно помнить о принятии и любви к ребёнку, уверяют специалисты.
«Когда малыш чувствует, что самые близкие взрослые любят и принимают его в разном состоянии, то он будет готов прийти домой с разными результатами своей деятельности и получить при этом поддержку. Очень важно со стороны родителей стараться проанализировать определённую ситуацию. Говорить при этом следует не о ребёнке, а о его поведении»,
— рекомендует Лариса Рейнер.
С ребёнком нужно обсуждать всё, что касается школы — выполненные задания, общение со сверстниками и педагогами. Психологи советуют для этого задавать малышу вопросы: что насмешило, заинтересовало, вызвало грусть, какое задание сегодня тебе понравилось и почему? Что говорил учитель, что тебе было интересно?
Учитель начальной школы также говорит, что поддержка взрослых очень важна. Она отмечает, что если родитель доверяет своему ребёнку, прислушивается к нему, то процесс адаптации проходит успешно. Ирина советует проводить время за обсуждением сказок, которые уже может читать ребёнок, за просмотром семейных фильмов или активным отдыхом.
«В эти моменты ребёнок может со всем доверием раскрыться перед своими родителями и рассказать, например, о своих трудностях. Конечно, помогут и похвала, вера в своего ребёнка и безграничная любовь»,
— говорит педагог.
Психолог также считает важным обсуждать различные ситуации, которые могут произойти в школе, когда ребёнку что-то не удаётся. Нужно, чтобы маленький человек понимал, что у него есть те, к кому он может обратиться за помощью. В сложной для ребёнка ситуации его необходимо выслушать, проговорить чувства, связанные с этой проблемой, обсудить, что можно предпринять.
Адаптация ребёнка в школе может длиться от двух до шести месяцев, но процесс индивидуален и зависит от разных факторов, считает Рейнер.
«Если ребёнку нравится получать знания, он хочет и может выстраивать контакты с другими учениками, учителем, физически и психологически справляется с учебным нагрузками, эмоционально стабилен, это может означать, что процесс адаптации идёт успешно»,
— говорит специалист.
Чтобы малышу было проще в новом коллективе, психолог рекомендует больше общаться с разными людьми — на детской площадке, в секциях, развивающих центрах и т. д., научить начинать разговор первым, предлагать ребёнку замечать интересы других и выделять для себя тех, с кем было бы интересно общаться. Кроме того, в класс ребёнок может принести свои вещи, которые связаны с его интересами. Так будет проще начать разговор с другими детьми.
Но пройти адаптацию предстоит не только первоклассникам, перемены ждут и тех ребят, которые прощаются с начальной школой и идут в пятый класс. Для детей, даже если они этого не осознают, это стресс, говорит призёр конкурса «Учитель года России», учитель русского языка и литературы лицея №14 Ставрополя Анастасия Шрамко. При этом для большинства это интересный период в жизни, ведь дети получают больше свободы.
Родителям в это время важно обратить внимание на поведение школьника. Насторожиться нужно, если оно меняется. Например, ребёнок становится более закрытыми или агрессивным. Тогда можно обратиться к психологу, в том числе и школьному. Учитель уверяет, что это уже достаточно распространённая практика.
Родителям Анастасия в любом случае советует изучать возрастную психологию, чтобы лучше понимать детей.
«Для этого сейчас есть много литературы, можно смотреть лекции в открытых источниках. Это облегчит жизнь»,
— говорит учитель.
Также важно научить ребёнка саморегуляции — перестать делать с ним домашнее задание, а только контролировать результат.
«Я рекомендую родителям делать акцент на хорошем, иначе ребёнок уйдёт в сопротивление. Например, фраза «ты не встанешь, пока не сделаешь» — это акцент на плохом. Дисциплина — это не подчинение правилам. Дисциплина — это самоконтроль и саморегуляция. Если вовремя это не выработать, то это приведёт к проблемам уже у взрослого человека. Это и работа в дедлайнах, и невозможность себя проявить»,
— считает специалист.